Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
Цель: закрепить правописание безударных гласных в корне.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, карточки для работы с компьютером, Зимушка, ёлочка, снежинки, фланелеграф.
ХОД УРОКА
І. Организация класса
ІІ. Мобилизирующий этап
На доске запись:
Ребята – Р.ман, Ник.лай и Ал.ксей р. совали
к .ртину: д.ревья з.мой, сн.говика и д.тей на ул.це. Алексей нар.совал сн.говика, Ник.лай не стал р.совать д.ревья з.мой. Определите, что нар.совал каждый из мальчиков.
– Выполним логическое упражнение.
(Учитель читает задание, дети повторяют, составляя рассказ – рассуждение: Если Алексей нарисовал снеговика, а Николай не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.)
– Определите, на какое правило больше всего примеров в нашем логическом упражнении и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В нашем логическом упражнении больше всего слов на правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, поэтому, я думаю, что темой урока будет “Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне”.)
– Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке? Я думаю, что сегодня на уроке мы должны повторить правило проверки безударных гласных в корне и упражняться в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
– Вспомните, как проверить слова с безударной гласной в корне?
(Дети формулируют правило).
– Приведите примеры слов из логического упражнения.
(Примеры).
– А что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя?
(Найти слово в словаре и запомнить.)
– Приведите примеры таких слов из логического упражнения.
(Примеры).
– На какую тему ребята придумали картину? (“Зима”.)
– Сегодня Зимушка пришла и к нам на урок. Посмотрите, какая белоснежная красавица. Весь урок она будет помогать нам в работе. Зимушка любит чистоту – посмотрите, какой порядок она навела на улице – всё белым-бело. Я думаю, что и в ваших тетрадках сегодня будет чисто и красиво. Запишите в тетрадях число, классная работа.
ІІІ. Минутка чистописания
– Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в одном из слов нашего логического упражнения, это слово поясняет, что делали дети, а буква обозначает непроверяемую гласную в корне. (Слово “рисовали”, безударная гласная “и”.)
– Найдите буквы И и в алфавите. В чём особенность их написания?
(Наклонные параллельные линии с закруглением внизу.)
Учитель пишет соединения заглавной и строчной букв Ии на доске, а дети в воздухе, а затем в тетради: Ии Иии Ииии
На доске записаны слова:
снеж.нки , лыж. , ж. вотные
– Зимушка просит вас списать эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и обращая внимание на соединение букв
(Дети списывают.)
– На какое правило эти слова? (Жи пиши с буквой “и”.)
– Как вы думаете, почему Зимушка предложила вам для письма эти слова?
(Зимой с неба падают красивые снежинки, можно кататься на лыжах и не забывать о том, что животным зимой нужно помогать, например: развесить кормушки и подкормить птиц.)
ІV. Словообразовательная работа
– Подберите однокоренные слова к слову “снежинки”, запишите их и разберите по составу.
(Снежок, снег, снеговик, снежный, подснежник.)
– В каких из этих слов гласная в корне требует проверки? Почему?
– Какие слова являются проверочными? Почему?
– Зимушка довольна, что вы знаете “снежные” слова и в тетрадях у вас чисто написано и аккуратно.
V. Работа с компьютером
– Следующее задание нам приготовил компьютер.
Консультант садится за компьютер, формулирует задание (тренажёр 2, задание 2).
– Что значит проверяемая гласная? Непроверяемая?
(Ответы детей).
– Трудность заключается в том, что в задании встречаются слова, написание которых вы не знаете – эти слова консультант (имя) проговорит по слогам.
(Дети распределяют слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне).
VІ. Физминутка
Прогулка по зимнему лесу
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа — березка в шубке стоит,
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
Слева на нас елка глядит.
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед — “волк ищет добычу”.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
VІІ. Комбинированная работа (учебник + компьютер)
– А теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на стр. 95. Прочитайте задание к упр. 253.
(Дети читают вслух задание и пословицы).
– Спишите любую пословицу и подумайте, как объяснить её смысл и правописание пропущенных орфограмм.
– А те ребята, у которых на партах лежат карточки, поработают с компьютером.
(5 учеников цепочкой выполняют задание на компьютере по теме “Безударные гласные”. Тренажёр 2, задание 1.)
VІІІ. Обобщение знаний
– Все деревья в снегу и нестрашен им холод. Одна ёлочка у нас без снежной шубки. Но если вы объясните пропущенные орфограммы в словах, то поможете зимушке укутать ёлочку снежным покрывалом, а за одно проверите, как вы поняли тему урока.
(Дети по выбору и по желанию объясняют в словах безударные гласные и украшают елочку снежинками.)
– Можно ли из этих слов составить текст?
– На какую тему? (Декабрь.)
– Составьте текст.
(Дети коллективно составляют текст: Декабрь. На улице мороз. Под ногами скрипит снег. Застыла река. На деревьях иней.)
IХ. Итог урока
– Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием, а значит, поняли тему урока. Чему научились?
– Как же пишутся слова с проверяемой безударной гласной в корне?
– А как писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне?
– Какие задания показались наиболее сложными?
– А что было самым интересным сегодня на уроке?
– Нам с Зимушкой понравилось, как работали на уроке…
(Учитель отмечает самых активных, внимательных, старательных, аккуратных детей, оценивает их работу на уроке).
Х. Домашнее задание
– За работу на уроке Зимушка дарит вам снежинки с творческим домашним заданием по выбору. Мы желаем вам здоровья и успехов в учёбе. Урок окончен. Спасибо за работу.