Урок русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне с использованием компьютера"

Разделы: Начальная школа


Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

Цель: закрепить правописание безударных гласных в корне.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, карточки для работы с компьютером, Зимушка, ёлочка, снежинки, фланелеграф.

ХОД УРОКА

І. Организация класса

ІІ. Мобилизирующий этап

На доске запись:

Ребята – Р.ман, Ник.лай и Ал.ксей р. совали

к .ртину: д.ревья з.мой, сн.говика и д.тей на ул.це. Алексей нар.совал сн.говика, Ник.лай не стал р.совать д.ревья з.мой. Определите, что нар.совал каждый из мальчиков.

– Выполним логическое упражнение.

(Учитель читает задание, дети повторяют, составляя рассказ – рассуждение: Если Алексей нарисовал снеговика, а Николай не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.)

– Определите, на какое правило больше всего примеров в нашем логическом упражнении и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(В нашем логическом упражнении больше всего слов на правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, поэтому, я думаю, что темой урока будет “Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне”.)

– Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке? Я думаю, что сегодня на уроке мы должны повторить правило проверки безударных гласных в корне и упражняться в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

– Вспомните, как проверить слова с безударной гласной в корне?

(Дети формулируют правило).

– Приведите примеры слов из логического упражнения.

(Примеры).

– А что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя?

(Найти слово в словаре и запомнить.)

– Приведите примеры таких слов из логического упражнения.

(Примеры).

– На какую тему ребята придумали картину? (“Зима”.)

– Сегодня Зимушка пришла и к нам на урок. Посмотрите, какая белоснежная красавица. Весь урок она будет помогать нам в работе. Зимушка любит чистоту – посмотрите, какой порядок она навела на улице – всё белым-бело. Я думаю, что и в ваших тетрадках сегодня будет чисто и красиво. Запишите в тетрадях число, классная работа.

ІІІ. Минутка чистописания

– Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в одном из слов нашего логического упражнения, это слово поясняет, что делали дети, а буква обозначает непроверяемую гласную в корне. (Слово “рисовали”, безударная гласная “и”.)

– Найдите буквы И и в алфавите. В чём особенность их написания?

(Наклонные параллельные линии с закруглением внизу.)

Учитель пишет соединения заглавной и строчной букв Ии на доске, а дети в воздухе, а затем в тетради: Ии Иии Ииии

На доске записаны слова:

снеж.нки , лыж. , ж. вотные

– Зимушка просит вас списать эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и обращая внимание на соединение букв

(Дети списывают.)

– На какое правило эти слова? (Жи пиши с буквой “и”.)

– Как вы думаете, почему Зимушка предложила вам для письма эти слова?

(Зимой с неба падают красивые снежинки, можно кататься на лыжах и не забывать о том, что животным зимой нужно помогать, например: развесить кормушки и подкормить птиц.)

ІV. Словообразовательная работа

– Подберите однокоренные слова к слову “снежинки”, запишите их и разберите по составу.

(Снежок, снег, снеговик, снежный, подснежник.)

– В каких из этих слов гласная в корне требует проверки? Почему?

– Какие слова являются проверочными? Почему?

– Зимушка довольна, что вы знаете “снежные” слова и в тетрадях у вас чисто написано и аккуратно.

V. Работа с компьютером

– Следующее задание нам приготовил компьютер.

Консультант садится за компьютер, формулирует задание (тренажёр 2, задание 2).

– Что значит проверяемая гласная? Непроверяемая?

(Ответы детей).

– Трудность заключается в том, что в задании встречаются слова, написание которых вы не знаете – эти слова консультант (имя) проговорит по слогам.

(Дети распределяют слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне).

VІ. Физминутка

Прогулка по зимнему лесу

Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа — березка в шубке стоит,
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
Слева на нас елка глядит.
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед “волк ищет добычу”.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.

VІІ. Комбинированная работа (учебник + компьютер)

– А теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на стр. 95. Прочитайте задание к упр. 253.

(Дети читают вслух задание и пословицы).

– Спишите любую пословицу и подумайте, как объяснить её смысл и правописание пропущенных орфограмм.

– А те ребята, у которых на партах лежат карточки, поработают с компьютером.

(5 учеников цепочкой выполняют задание на компьютере по теме “Безударные гласные”. Тренажёр 2, задание 1.)

VІІІ. Обобщение знаний

– Все деревья в снегу и нестрашен им холод. Одна ёлочка у нас без снежной шубки. Но если вы объясните пропущенные орфограммы в словах, то поможете зимушке укутать ёлочку снежным покрывалом, а за одно проверите, как вы поняли тему урока.

(Дети по выбору и по желанию объясняют в словах безударные гласные и украшают елочку снежинками.)

– Можно ли из этих слов составить текст?

– На какую тему? (Декабрь.)

– Составьте текст.

(Дети коллективно составляют текст: Декабрь. На улице мороз. Под ногами скрипит снег. Застыла река. На деревьях иней.)

IХ. Итог урока

– Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием, а значит, поняли тему урока. Чему научились?

– Как же пишутся слова с проверяемой безударной гласной в корне?

– А как писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне?

– Какие задания показались наиболее сложными?

– А что было самым интересным сегодня на уроке?

– Нам с Зимушкой понравилось, как работали на уроке…

(Учитель отмечает самых активных, внимательных, старательных, аккуратных детей, оценивает их работу на уроке).

Х. Домашнее задание

– За работу на уроке Зимушка дарит вам снежинки с творческим домашним заданием по выбору. Мы желаем вам здоровья и успехов в учёбе. Урок окончен. Спасибо за работу.