Введение
Школа должна готовить своего
воспитанника к жизни,
должна вооружить его в такой мере, чтобы,
войдя в бурное житейское море, он не потерялся
среди того разнообразия,
какое дает современная действительность,
и сумел верно, с полным самообладанием
реагировать
на предъявляемые жизнью запросы.
П. Знаменский.
Работа включает в себя методические рекомендации по проведению предметной недели, а также является своеобразным журналом мод, где предложенные модели разработали и выполнили обучающиеся своими руками на уроках технологии. Мы предлагаем вам попробовать самим создать свой образ и стиль с учетом своих способностей, вкуса и особенности фигуры. Таким образом, можно выделить свою индивидуальность и создать красивые и модные вещи.
В рамках образовательной области “Технология” работает методическое объединение, в состав которого входят учителя технологии: технический труд, обслуживающий труд. Технология по двум направлениям: девушки – “Основы швейного производства” и юноши – “Тракторы, сельскохозяйственные машины”, а также учителя смежных предметов: изобразительное искусство, музыка.
Основной целью методического объединения является формирование знаний и умений обучающихся, а также создание условий для развития профессиональных практических навыков. Большое внимание учителя уделяют творческому развитию обучающихся, работе с одаренными детьми. Это способствует повышению эффективности занятий. Проявлению у обучающихся интереса к трудовой деятельности.
С этой целью ежегодно в плане работы методического объединения планируется проведение предметной недели.
Для проведения предметной недели составляется план работы, (см. Приложение 1) куда включаются открытые уроки по предметам, внеклассные мероприятия, конкурсы на лучший рисунок, лучшую модель сезона.
Проведение предметной недели для нас стало традицией. Проводится она один раз в год в апреле месяце. В подготовке и проведении предметной недели принимают участие обучающиеся 5–11-х классов, основная нагрузка ложится на старшеклассников. В каждой параллели создаются инициативные группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к технологии. Руководят группами учителя, работающие в этих классах. Задача каждой группы подготовить и провести внеклассное мероприятие с одноклассниками. Провести конкурсы, творческую выставку, демонстрацию моделей.
В первый день недели на общем стенде вывешиваются стенные газеты и план по проведению предметной недели. Стенные газеты могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или событию, состоять из небольших заметок или конкурсных вопросов. Материал подбирается из различных книг, журналов. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора, профессиональных навыков, способствует развитию интересов. В конце недели подводится итог, и объявляются победители.
В течение следующих дней проводятся открытые уроки, конкурсы, КВН, творческие вечера, которые могут посетить все желающие. Материал для подготовки к этим мероприятиям подбирается из журнала “Школа и производство” и другой методической литературы.
В завершении предметной недели проводится традиционная творческая выставка и демонстрация моделей, где обучающиеся совместно с учителями представляют свои лучшие работы. При проведении таких мероприятий дети видят результат своего труда, что положительно сказывается на развитии творческой личности обучающихся, способностей, развитии интереса к изучению технологии.
Достижение поставленной цели определяется решением следующих задач:
- Развитие личности обучающихся в процессе творчества;
- Создание условий для формирования и развития у обучающихся творческих способностей;
- Подготовка к трудовой деятельности, развитие самостоятельности, ответственности.
- При подготовке и окончании предметной недели
обсуждаются:
- содержание, методика и форма проведения;
- уровень подготовки и проведения;
- оформление стендов, выставки;
- качество проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий;
- результаты.
По каждому из обсуждаемых вопросов выносится рекомендация, замечания, которые фиксируются и оформляются документально. Все замечания и недоработки учитываются при планировании работы методического объединения на следующий год.
В данной работе проведение предметной недели предлагается провести в форме демонстрации моделей и творческой выставки (см. Приложение 2) по сценарию, который прилагается (см. Приложение 3).
Вся деятельность предметной недели направлена не только на развитие творческих способностей обучающихся, но и на воспитание культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью.
Методические рекомендации по проведению предметной недели
Цивилизованный человек – тот, который умеет так отобразить и облагородить себя, что весь мир вокруг него наполняется поэзией, становится произведением искусства. Немаловажное место, в жизни человека занимают решения таких вопросов, как правильно одеться?
Одеваться к лицу – это искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой.
Как одеваться стильно и современно, затрачивая на это минимум средств и усилий? Этот вопрос задают себе многие девушки. Возможно, ответ на этот вопрос находится в предложенной работе.
Данная работа предлагает модели, которые создали и выполнили обучающиеся на уроках технологии. Они отличаются от моделей, которые печатаются в журналах, к которым все привыкли. Наши модели отличаются индивидуальностью и выполнены с учетом особенности фигуры и вкуса. Рассматриваются два основных аспекта решения вечной проблемы: создания стильного и удобного гардероба.
В работе предлагается форма работы с обучающимися, которая спрофилирована на развитие творчества, индивидуальной личности, модели созданные обучающимися самостоятельно, предлагается сценарий проведения демонстрации моделей и творческие выставки. Вы можете узнать и о том, как проводится предметная неделя по технологии, какую роль она играет в образовательном процессе и развитии обучающихся. Практическая цель не только научить девочек шить, а еще правильно и со вкусом одеваться, создавать свой гардероб является основной. Потому что воспитывается не просто человек, а будущая женщина, хозяйка дома.
Предлагаем кардинальный метод решения этой сложной задачи – научиться моделировать и шить самим, как это предлагают нам обучающиеся. Это совсем не трудно. С нашей помощью вы легко сможете избавиться от мучительной и навязчивой проблемы, которую можно сформулировать так: что же мне надеть в гости или на вечер?
Предметные недели стали неотъемлемой составной частью внеклассной работы по технологии. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединенных единой целью формирования познавательных интересов, повышения общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений и навыков, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива обучающихся и учителей к изучению технологии, продемонстрировать достижения в овладении предметом, повысить свой внутренний потенциал.
Как правило, предметные недели проводят во второй половине третьей или в начале четвертой четверти. Подготовка начинается за две – три недели во избежание перегрузки учащихся. После предварительного обсуждения программы с обучающимися рекомендуется провести анкету, (см. Приложение 4) с тем чтобы выяснить, о чем они хотели бы узнать, какие интересные варианты проведения мероприятия они могли бы предложить, чем бы хотели заняться сами. Каждому из желающих принять участие в подготовке недели, необходимо найти занятие по душе, которое поможет ему лучше проявить и развить свои способности.
Индивидуальные задания ( подготовить сообщение, создать эскиз модели, выполнить творческую работу, плакат и т.д.) сочетаются с групповыми и коллективными формами работы ( демонстрация моделей, подготовкой оформления зала, творческой выставки и др.). При этом целесообразно некоторые мероприятия программы готовить отдельно, избегать по возможности общих репетиций, чтобы участники не потеряли интереса и все они оказались в числе самых активных зрителей. Перед всеми участниками должна быть поставлена задача – очень ответственно отнестись к выполнению своих обязанностей, так как от качества подготовки любого из мероприятий предметной недели зависит престиж предмета в ряду других школьных дисциплин и интерес к его изучению.
В ходе подготовки обучающиеся знакомятся с различными видами трудовой деятельности, знакомятся с технологией обработки усложняющих элементов, профессиональной терминологией. В школе проводятся конкурсы на лучшую эмблему, девиз, эскиз оформления зала. С целью повышения интереса обучающихся к предстоящей работе в школьной библиотеке организуется выставка книг для внеклассного чтения и дополнительной литературы по предмету, вывешивается список литературы, необходимый для подготовки к викторинам, олимпиадам, конкурсам.
В связи с большой воспитательной значимостью и сложностью проведения предметной недели необходима помощь учителей химия, биологии, истории, ИЗО, музыки, а также руководителей школьных кружков в составлении вопросов и заданий конкурсов, подведении их итогов, художественном и музыкальном оформлении вечеров, демонстраций и т.д. координирует и направляет работу по подготовке и проведению предметной недели МО учителей технологии. Создано жюри, (см. Приложение 5) состоящее из обучающихся разных классов, которое определяет критерии оценок различных конкурсов, творческих работ, продумывает различные способы награждения лучших работ. Работа МО учителей и жюри призвана обеспечить организационную четкость подготовки и проведения выбранного мероприятия.
В школьной практике используется несколько вариантов проведения предметной недели технологии. Они могут проводиться следующим образом:
Вариант I. К подготовке и проведению
предметной недели привлекаются учителя школы,
владеющие в какой-то степени трудовыми навыками.
В течении всей недели их общение с обучающимися
на некоторых этапах урока и внеурочной работы
построено на технологической основе.
Школа украшается лозунгами, плакатами,
художественно оформленными выпусками стенных
газет. Из параллельных классов созданы
предприятия по специальностям. Библиотекари,
медицинские работники, повара, работники
бухгалтерии в этот период ходят в одеждах
исторического времени.
В ходе проведения предметной недели идет
представление различных профессий, на переменах
демонстрируются модели различного времени.
Достоинством этого варианта проведения
предметной недели технологии является создание
благоприятной творческой атмосферы и
привлечение внимания всего коллектива школы к
данному предмету.
Вариант II. Предметная неделя проводится
как своеобразный отчет кружков, факультативов, а
также групп обучающихся по различным видам
деятельности.
Так, обслуживающий труд 5–7 классы может включить
в программу предметной недели вечер “Золушек”,
технический труд 5–9 классы показать свое
мастерство при проведении КВН, технология 10–11
классы (юноши) конкурс “Лучший механизатор”,
(девушки) продемонстрировать свои лучшие модели
и представить творческие проекты. Провести
экскурсии на предприятия, включить в программу
предметной недели открытое тематическое
заседание, вечер профессий.
Этот вариант предметной недели технологии
обеспечивает гласность в работе школьных
объединений, является своеобразным поощрением
обучающихся, проявляющих интерес к данному
предмету, имеет большое агитационное значение
для обучающихся при выборе профессии.
Вариант III. Он предусматривает
целенаправленное знакомство с предприятием
выбранной профессии каждой параллели классов.
Обучающиеся 5–7 классов знакомятся с профессией
кулинара, изучают столярное дело. Изучают
специфику профессии ее значимость в жизни. 8–11
классы знакомятся с профессией швеи и
механизатора.
Знакомство с различными профессиями может
проходить в творческой форме: конкурсы, КВН,
вечера встреч, конкурс знатоков,
пресс-конференций и т.д.
В зависимости от поставленной цели, предметные
недели могут иметь большую или меньшую
технологическую направленность,
общеобразовательный или узконаправленный
характер, сочетать развитие детского творчества
с расширением знаний обучающихся по предмету.
Заключение
В связи с переходом на предпрофильную подготовку, образовательным учреждением уделяется большое внимание образовательной области “Технология”, которая направлена на профессиональную ориентацию обучающихся. Подчеркнута необходимость развитию творческих способностей обучающихся их самостоятельности. Учебный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время направлен на формирование знаний и условий обучения, а также привитие профессиональных практических навыков.
На сегодняшний день технология приемлема не только в старшем звене, элементы технологических операций вводятся и в образовательный процесс в среднем и начальном , что способствует улучшению трудовому образованию, их стремлению в мир труда.
С целью повышения эффективности знаний, пробуждения интереса к профессиональной деятельности, обучающиеся привлекаются к выполнению расчетно-графических задач и заданий производственного характера, участию в творческих разработках и проведению мероприятий, направленных на творческое развитие личности ученика. На этом этапе идёт работа по преемственности начального среднего и старшего звена.
К таким приемам относятся: проведение предметной недели, нестандартных уроков, участие в олимпиадах, разработки творческих проектов, выставки, конкурсы, демонстрации.
Процесс обучения технологии интегрирован с профессиональным обучением старшеклассников, в результате чего они получают профессиональные свидетельства “Швея-II разряда”.
В работе представлены конкретные примеры, которые раскрывают особенности методов трудового, профессионального обучения основываясь на раскрытии творческих, индивидуальных качеств личности школьников.
Представленная методика обучения, активизирующая самостоятельный поиск, включение обучающихся в самодеятельность с целевой, жизненной установкой, способствует тому, что каждый ученик находит себя, свое место в определенном деле, видит, как оцениваются малейшие его успехи, он начинает верить в себя, в свои возможности, что позволяет в дальнейшем умению освоить любую профессию.