Урок № 1
Дорогой друг!
Перед тобой рабочая папка по информатике. Тебе
придется работать с ней на уроках.
Задания и упражнения, собранные в папке, помогут
тебе сделать первые шаги на пути, ведущем в
сложный, но очень увлекательный и интересный
компьютерный мир. Выполняя эти задания, ты
сможешь вспомнить, что объяснял учитель на уроке,
и проверить.
Предмет, который ты изучаешь, называется
ИНФОРМАТИКА. Название предмета
Образовано от двух слов – информация и
автоматика. Это означает, что на уроках
информатики мы будем учиться использовать
современные технические средства, и в первую
очередь компьютер.
Веками человечество накапливало информацию об
окружающем мире. Чтобы не потеряться в
безбрежном море информации, нужна хорошая
память, пространственное воображение,
внимательность, сообразительность. Необходимо
научиться накапливать информацию, обобщать
накопленные знания, делать на их основании
выводы, правильно и ясно выражать свои мысли.
Такие умения не приходят сразу. Этому надо
учиться. И предмет ИНФОРМАТИКА поможет тебе в
этом.
Правила работы за компьютером
- Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь.
- Нажимайте клавиши на клавиатуре мягко и не используйте для этого посторонние предметы.
- Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам системного блока и монитора.
- При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, посторонние звуки, запах) незамедлительно сообщите о ней учителю.
- Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора – не менее 50 см.
- Время непрерывной работы за компьютером – не более 30 минут.
- Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
- Перед выполнением работы внимательно изучите ход ее выполнения.
- Во время работы с ЭВМ запрещается перемещаться по классу. Избегайте резких движений.
Урок № 2
1. Отгадай загадку и запиши ответ.
Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу, я и музыку сыграю,
И картинку покажу…
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал!
Что это?
Ответ______________________________________
2. Знакомство с основными устройствами компьютера.
а) внимательно осмотрите свое рабочее место;
б) найдите системный блок;
в) убедитесь, что ваш компьютер включен. Во
включенном состоянии должна светиться зеленая
лампочка (индикатор);
г) убедитесь, что монитор включен. Он также имеет
кнопку включения и индикатор;
д) рассмотрите клавиатуру. Нажмите плавно
несколько клавиш;
е) рассмотрите мышь. Переверните ее, потрогайте
шарик. Попробуйте вращать шарик, наблюдая за
экраном монитора;
ж) расположите коврик мыши под правой (левой)
рукой так, чтобы вам было удобно перемещать по
нему мышь;
з) положите ладонь на мышь, чтобы средний и
указательный пальцы свободно легли на кнопки
мыши;
и) найдите на экране указатель мыши – белую
стрелку: Подвигайте мышь по коврику и проследите,
как перемещается указатель по экрану монитора;
к) поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе.
Убедитесь, что указатель мыши на экране монитора
не движется.
3. Напиши несколько раз слова.
Информация __________________________________________________________________
компьютер_______________________________________________________________________
4. Впиши пропущенные слова.
Человек вводит информацию в компьютер при помощи__________________________________________________и_______________________.
Обработку информации в компьютере осуществляет_______________________________
______________________________________________________.
Увидеть результат работы компьютера можно на ___________________________________.
___________________________________________________________ компьютера предназначена для хранения информации.
Урок № 3
5. Знакомство с объектами Рабочего стола
а) сравните объекты изображенные на рисунке и на Рабочем столе вашего компьютера;
б) найдите на экране монитора значки Мой компьютер, Корзина;
в) найдите Панель задач и расположенную на ней кнопку Пуск;
г) наведите указатель мыши на кнопку Пуск. Рядом с указателем мыши должна появиться всплывающая подсказка – текс на желтом фоне. Прочтите ее. Если убрать указатель мыши с кнопки Пуск, подсказка исчезнет;
д) найдите Часы на Панели задач. Они показывают установленное время на компьютере. Проверьте его точность;
е) наведите указатель мыши на Часы. Должна появиться всплывающая подсказка, показывающая установленную на компьютере дату: число, месяц, год. Проверьте ее точность;
ж) найдите Индикатор клавиатуры. Если на нем написано Ru [ру], значит клавиатура настроена на русский алфавит, а если написано En [ин] – на английский.
2. Выбери из списка названия значков, которые всегда находятся на Рабочем столе компьютера.
Мой компьютер
Мои работы
Корзина
Мои рисунки
Мои документы
3. Выбери из списка правильные ответы. Отметь, для чего нужен Индикатор клавиатуры на Рабочем столе?
Показывает, подключена ли клавиатура.
Позволяет подключить клавиатуру.
Показывает, на какой язык настроена в данный момент клавиатура.
Позволяет переключать раскладку клавиатуры с русской на английскую и наоборот.
Урок № 4
1. Отгадай загадку и запиши ответ:
Умная, послушная,
К сыру равнодушная,
Кота не раздражает,
Хозяев уважает,
По коврику гуляет,
Хвостиком виляет,
Курсором управляет.
Ответ__________________________________
2. Освоение приемов работы с мышью
а) наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните на ней левой кнопкой. Над кнопкой Пуск должно появиться Главное меню, содержащее различные команды, выполняемые компьютером. Щелкните еще раз вне появившегося меню;
б) наведите указатель мыши на Часы и дважды щелкните левой кнопкой. Рассмотрите появившийся на Рабочем столе календарь. Попробуйте определить по нему дату и время;
в) чтобы убрать календарь, наведите указатель мыши на кнопку Отмена в нижней части календаря и щелкните на ней левой кнопкой.
3. Освоение действий с объектами Рабочего стола (указать, выделить, переместить)
а) наведите указатель мыши на значок Корзина
и щелкните левой кнопкой. Вы выделите экранный
объект.
Значок
выделенного объекта изменяет цвет.
б) поочередно выделяйте объекты на Рабочем
столе.
в) наведите указатель мыши на значок Корзины,
нажмите левую кнопку, и, не отпуская ее, двигайте
мышь. Корзина будет перемещать по Рабочему
столу. Отпустите кнопку мыши. Значок Корзина останется
на новом месте.
г) переместите объект Мой компьютер в правый
нижний угол Рабочего стола.
д) разместите все объекты в верхней части Рабочего
стола.
е) разместите все объекты в нижней части Рабочего
стола.
- Указать – навести указатель мыши на объект.
- Выделить – указать на объект и щелкнуть левой кнопкой мыши.
- Переместить – указать на объект, нажать кнопку мыши и, удерживая ее, передвинуть объект на другое место.
- Открыть – указать на объект и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши.
4. Напиши несколько раз слова
системный блок___________________________________________________________________
процессор_________________________________________________________________________
память__________________________________________________________________________
Урок № 5
1. Использование меню для выбора элементов
1.1. Найдите на Панели задач индикатор
клавиатуры (Ru или En).
1.2. Щелкните на нем левой кнопкой мыши. Появиться
меню, состоящее из двух строк.
1.3. Наведите указатель мыши на верхнюю строку,
затем на нижнюю. Обратите внимание, что строка,
над которой находится указатель мыши, меняет
цвет (выделяется).
1.4. Выделите строку En и щелкните мышью. Для работы
подключится английский алфавит.
1.5. Измените текущий алфавит на русский.
1.6. Откройте календарь при помощи двойного щелчка
на значке Часы. Сравните его вид с
представленном на рисунке.
1.7. Найдите в левой части календаря поля
установки числа, месяца и года.
1.8. Установите новую дату, выбрав число, месяц и
год из соответствующих меню.
1.9. Установите на календаре правильную дату.
Урок № 6
1. Запуск стандартных программ из Главного меню.
1.1. Запустите программу Блокнот.
Чтобы запустить стандартную программу:
- наведите указатель мыши на кнопку Пуск на Панели задачи и щелкните левой кнопкой – вы увидите на экране Главное меню;
- подведите указатель мыши к пункту Программы – откроется вложенное меню с перечнем программ;
- подведите указатель к пункту Стандартные – вновь появится вложенное меню с перечнем стандартных, часто используемых программ;
- найдите нужную программу, например Блокнот, и выберите ее щелчком левой кнопки мыши;
Пуск ––> Программы ––> Стандартные ––> Блокнот
После запуска программы на Рабочем столе открывается окно, и на Панели задач появляется кнопка с названием Блокнот.
2. Запустите стандартную программу Калькулятор.
Пуск ––> Программы ––> Стандартные ––> Калькулятор
3. Завершение работы с программами
3.1. Завершите работу программы Калькулятор.
Чтобы завершить работу с программой:
- найдите на Панели задач кнопку с названием программы и щелкните на ней правой кнопкой мыши;
- в появившемся меню выберите команду Закрыть.
3.2. Завершите работу программы Блокнот.
Урок № 7
1. Выбери из списка правильные ответы.
Можно ли представить меню (отметь):
В графическом виде (картинками)
Числами
Словами
Звуками
2. Впиши пропущенные слова.
Движение _______________по экрану монитора согласуется с движением _________ по коврику.
3. Напиши несколько раз слова.
Интерфейс_______________________________________________________________________
Меню____________________________________________________________________________
4. Выбери из списка правильные ответы.
Что из перечисленного можно назвать “меню”?
Оглавление книги
Распорядок дня школьника
Расписание работы аптеки
Список блюд в школьной столовой
Репертуар городских театров
Расписание уроков
5. Впиши пропущенное слово
Графический__________________ представляет человеку удобный способ общения с компьютером.
6. Придумай меню. Составь меню, которое может “скрываться” в доме с такой вывеской.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
7. Выбери из списка элементы компьютерного окна.
Кнопка Закрыть
Ползунок
Кнопка Пуск
Строка заголовка
Рабочее поле
Рабочий стол
Строка меню
Линейка прокрутки
Урок № 8
1. Впиши пропущенные слова
Многие действия на компьютере начинаются с нажатия кнопки______________________________, которая расположена на _______________________________________________________________ . При запуске программы на компьютере открывается ее ____________________________. Основную часть_____________________________ занимает_____________________ поле.
2. Впиши общепринятые названия.
Ограниченная рамкой область экрана – это___________________________________ .
Элемент окна, на котором расположены кнопки Свернуть, Развернуть, Закрыть – это______________________________________________________________________________.
3. Напиши несколько раз слова.
Мышь_______________________________________________________________________________
Клавиатура__________________________________________________________________________
4. Найди и надпиши указанные клавиши на рисунке клавиатуры.
Shift Enter Bach Space Caps Lock
Урок № 9
1. Знакомство с алфавитно-цифровыми и служебными клавишами
1.1. Запустите программу Блокнот: Пуск
––> Программы ––>
Стандартные ––> Блокнот
1.2. На индикаторе клавиатуры установите русский
алфавит.
1.3. На рабочем поле Блокнота найдите мигающую
вертикальную черточку. Она называется текстовым
курсором.
1.4. Найдите клавишу “пробел”. Она нужна для
отделения слов.
1.5. Найдите правую и левую клавиши Shift [шифт]. Они
используются для набора прописных букв, знаков
препинания и специальных символов.
1.6. Напиши свое имя и фамилию. Не забудьте, что
первая буква в и менах – прописная. При наборе
прописной буквы удерживайте нажатой клавишу Shift
(любую, правую или левую). Между словами поставьте
пробел.
1.7. Если вы ошибочно набрали не ту букву, нажмите
клавишу <––. Она стирает ненужный символ.
1.8. Найдите и нажмите клавишу Enter [энтэр].
Текстовый курсор переместиться на новую строку.
1.9. Найдите и нажмите клавишу Caps Lock [кэпс лок]. В
правом верхнем углу клавиатуры загорится
индикатор с таким же названием. Эта клавиша
включает режим прописных букв.
1.10. Напечатайте слово клавиатура
прописными буквами.
1.11. Нажмите клавишу Caps Lock повторно, чтобы
отключить режим прописных букв. Индикатор
погаснет.
1.12. Щелкните мышью после своей фамилии. Текстовый
курсор переместится в указанное место.
1.13. Поставьте после фамилии запятую и наберите
номер класса и школы. В конце поставьте точку.
2. Укажи стрелками соответствие между клавишей и действием.
Клавиша | Действие |
Пробел | Печать прописной (заглавной) буквы в тексте |
Enter | Установление промежутка между словами в тексте |
Shift | Стирание неправильно набранных символов |
<–– | Переход на новую строку. |
3. Напиши несколько раз слово программа
Программа__________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
4. Это стихотворение написал не очень грамотный юный поэт. Исправь ошибки, подсчитай их количество и запиши ответ. Можно ли исправить эти ошибки, если бы это стихотворение было набрано в Блокноте, и как это сделать.
Миня зовут Кузякин Вася –
Всех грамотней пишу я в классе!
Бальшой любитель я парядка,
Ошыбок нет в моих титрадках!
Ответ 1__________________________________ Ответ
2___________________________________
Для того, чтобы исправить букву_________ в
слове__________________ надо
1. Щелкнуть мышью
(где?)_____________________________________________________________
2. Нажать клавишу
(какую?)____________________________________________________________
3. Набрать на клавиатуре букву
(какую?)_________________________________________________