Факультативное занятие по риторике в 3-м классе "Похвала. Комплимент"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить учащихся с комплиментом, одобрением, похвалой как видами речевых действий, направленных на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения, с откликами на комплемент, которые содержат благодарность, выражение радости, удовольствия от полученной похвалы.
  • Способствовать воспитанию доброжелательности, искренности, этикета.
  • Использовать проблемные ситуации в развитии речевой деятельности учащихся.

Задача учащихся: научиться употреблять в речи комплименты, похвальные слова в приветствии, просьбе, благодарности.

Оборудование:

1. Учебное пособие “ Детская риторика в рассказах и рисунках 3 класс под редакцией Т.А. Ладыженской.
2. Фрагменты скороговорок на магнитной доске.
3. Рисунки и похвальные слова.
4. Грамзапись Б. Окуджавы. “Пожелание друзьям”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель: Дети, к занятию готовы? Желаю вам приятно провести занятие, узнать много нового и интересного. Наше занятие мы начнем с речевки;

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

II. Речевая разминка

а) Чистоговорки

Ба-ба-ба – из окна торчит труба
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло – на улице тепло
Ре-ре-ре – метем сор во дворе
Су-су-су – очень холодно в лесу

б) Скороговорки

Учитель. Продолжим нашу речевую разминку, вспомним скороговорки.

Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить,
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

Учащиеся вспоминают и говорят скороговорки.

Учитель. Сегодня на занятие я принесла вам ребята новые скороговорки. Но прежде, чем их прочитать вам их нужно составить.

(На магнитной доске рассыпанны скороговорки)

1. Веселей Савелий сено пошевеливай.
2. Осип охрип, Архип осип.
3. Собирала Маргарита маргаритки на горе.

III. Проверка домашнего задания

Учитель. На прошлом занятии вам было дано домашнее задание: составить родословное древо своей семьи и подготовить рассказ о своих предках. Кто из вас готов рассказать нам о своей родословной?

Заслушиваются 2–3 ученика.

“Мое древо жизни”

IV. Сообщение цели занятия

Учитель. Сегодня на занятии вы познакомитесь с понятием слов: похвала, комплимент, лесть, научитесь говорить комплименты друг другу; отличать комплимент от лести, а также использовать похвальные слова в приветствии, просьбе, благодарности.

V. Вступительное слово учителя

Учитель. Скажите, ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А вы, знаете, что такое похвала?

Учащиеся. Это добрые, приветливые и обязательно правдивые слова.

Учитель. А умеете ли вы, дети, говорить их и отвечать на них?

Ответы детей

VI. Словарная работа

Учитель. Обратите внимание, ребята, как пишутся слова и что они обозначают.

  • Комплимент – это положительная, правдивая оценка какого-либо человека, его внешнего вида, проявление хороших качеств характера, манеры общаться.
  • Похвала – это хороший лестный отзыв о человеке.
  • Лесть – преувеличение, угодливое восхваление.

VII. Чтение и анализ пословицы

Ласковое слово не трудно, а скоро.

Учитель. Дети, как вы понимаете, в чем заключается смысл этой пословицы!

Ответы детей.

Учитель. Можно ли похвалу называть ласковым словом? Эта пословица относится к похвале (или комплименту), которая произносится скоро; доброжелательно, искренне (без лести), чтобы создать у собеседника хорошее настроение. Ребята, а кому и за что можно говорить комплименты?

Ответы детей.

VIII. Работа по учебнику

Стр. 62-63. Задание 56.

Учитель. Дети, а вы знаете, что комплименты бывают разные. Прочитайте, как хвалят друг друга герои басни И.А. Крылова “Кукушка и Петух”. Правдивы ли похвалы. Петуха и Кукушки? (Они говорят неправду.)

Учащиеся. Это не правдивая похвала, а лесть. Она произносится из корыстных целей.

Учитель. Прочитайте пословицу

В очи льстив, а за очи лжив.

Что означает эта пословица? Какой вывод можно сделать?

Ответы детей.

Вывод: Когда человек льстит, то он обманывает своего собеседника. Именно поэтому льстивые слова наносят вред, т. е. человек думает одно, а говорит совсем другое.

IX. Отработка умения подбирать обращения в комплиментах

Учитель. Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе “Умей хвалить и похваливать”, который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Сивки – Бурки, Бабы Яги, Емели и Золушки. Определите к какому члену жюри относятся данные комплименты. Помните, что нужно сделать искренний комплимент, и он должен быть заслуженным.

На доске рисунки и слова:

Сивка-Бурка
Кощей Бессмертный
Баба Яга
Золушка
Емеля
многоуважаемый
очаровательная
дорогая
милый
непревзойдённая

X. Аутогенная физкультминутка под музыку

Прилегли, глаза прикрыли
Мысли грустные ушли.
Голос мой не беспокоит
Сны волшебные пришли.
Дышится легко, свободно.
Дышим ровно, глубоко
Настроенье улетело
И расслаблено всё тело.
Наши мысли отдыхают,
Руки тоже отдыхают,
Ноги тоже отдыхают
Сны волшебные витают.
Отдохнём и обязательно,
Вспомним то, что на занятиях учили,
Ничего мы не забыли.
Нам не хочется отстать,
И пора уже вставать.

XI. Разыгрывание речевых ситуаций

Учитель. Комплимент может быть составной частью приветствия, просьбы, благодарности, прощания и других речевых действий. Благодаря комплименту речевые действия становятся более вежливыми и приятными для собеседника.

  1. Комплимент в благодарности “мама и сын”
  2. Комплимент в просьбе “сын и папа”
}речевые ситуации

Учитель. Всегда ли выполняют вашу просьбу? Отчего это зависит? Что нужно употребить в речи, когда что-то просишь? (Вежливые слова.)

Благодарность и комплимент “Бабушка и внучка” (сценка)

Задание 63.

Учитель. Давайте разыграем с вами следующие ситуации.

  1. Встреча друзей после летних каникул (комплимент во время приветствия).
  2. Благодарим сестру, за пирог (комплимент в благодарности).

Учитель. Какие слова выбрали ребята в общении друг с другом? Как это показано интонацией голоса в зависимости от ситуации? Что обозначает эта пословица? Какой вывод можно сделать?

Ответы детей.

Вывод: Когда человек льстит, то он обманывает своего собеседника. Именно поэтому льстивые слова наносят вред, т. е. человек думает одно, а говорит совсем другое.

XII. Подведение итогов

Учитель. Зачем нам нужны комплименты? Что нужно знать, чтобы сделать собеседнику хороший комплимент? Можно ли научиться говорить комплименты? Кто считает, что он немного этому научился? А в заключение давайте прослушаем грамзапись Б. Окуджавы. “Пожелание друзьям”.

XIII. Домашнее задание

Подготовить комплимент своему любимому сказочному герою, и друг другу.

XIV. Рефлексия

Учитель. А теперь повернитесь друг к другу и сделайте комплимент. Вы у меня хорошие ученики. Спасибо вам за занятие.