Мурманская методика на уроках математики

Разделы: Математика


Цель урока: Закрепление и контроль правил и умений выполнять действия сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

Для эффективного достижения этой цели применяются основы мурманской методики.

В соответствии с поставленными целями содержание урока учитель отбирает из темы " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ". Для каждого понятия, определения учитель подбирает задания, выполнение которых подтверждает понимание данной учеником формулировки.

Содержание учебного занятия просматривается через содержание дидактических карточек с разными цветовыми сигналами. В первой части карточки записывается вопрос, требующий сформулировать определение указанного понятия. Во второй части предложены задания на подтверждение понимания вопроса из первой части.

Карточки для сильных учеников.

Карточка №1 (с синим цветовым сигналом)

1) Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел

2) Найдите значения выражения а + в, если:

а) а = -21, в = -12

б) а = -0,725, в = -3,28

в) а = -3 * 1 /9, в = -19/18 _

Цель: проверить знание правила и умение складывать отрицательные числа.

Карточка №2 (с красным цветовым сигналом)

1) Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

2) Найдите значения суммы:

а) 37+ (-72)

б) -3,128 + 0,8

в) 13/125+ (-2/25)

Цель ; проверить знание правила и умение складывать числа с разными знаками.

Карточка №3 (с зеленым цветовым сигналом)

1) Как найти длину отрезка на координатной прямой?

2) а)

Найдите длину отрезка АВ, если С середина этого отрезка. Отметьте на координатной прямой точки Р(1/2) и Q(9).Найдите расстояние между точками Р и Q в единичных отрезках.

Цель: проверить умение находить длину отрезка на координатной прямой.

Карточка №4 (с желтым цветовым сигналом)

1) Сформулируйте правило вычитания чисел

2) Найдите значения выражения а - в, если:

а) а = 56, в = -189
б) а = -4,88, в = 3,923
в) а = 3*5/6,в=6*1/3

Цель: проверить знание правила и умение выполнять вычитание заданных чисел.

Карточки для слабых учеников.

Карточка №1 (с синим цветовым сигналом)

1) Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел

2) Найдите значения выражения а + в, если:

а) а = -58, в = - 23
б) а = -6,4, в = -3,6
в) а = -5/9, в = -4/9

Цель: проверить знание правила и умение складывать отрицательные числа.

Карточка №2 (с красным цветовым сигналом)

1) Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

2) Найдите значения суммы:

а)-100+ 38
б) 0,07 + (-0,3)
в) 3/4 + (-1/4)

Цель: проверить знание правила и умение складывать числа с разными знаками.

Карточка №3 (с зеленым цветовым сигналом)

1) Как найти длину отрезка на координатной прямой?

2) а) 2)

Найдите длину отрезка АВ.

Найдите расстояние между точками X и М если, Х(2,3) и М(-4,2).

Цель: проверить умение находить длину отрезка на координатной прямой.

Карточка №4 (с желтым цветовым сигналом)

1) Сформулируйте правило вычитания чисел

2) Найдите значения выражения а - в, если:

а) а = -73, в = 28
б) а = -0,69, в = -0,3
в) а = 5/8, в =3/8

Цель: проверить знание правила и умение выполнять вычитание заданных чисел.

Домашняя работа № 947, 949(а, б), п. 6.1-6.5

Повторите правило сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

Цель: закрепить умение складывать отрицательные числа и числа с разными знаками, умение вычитать числа.

Организация работы

Учитель заранее выбирает 3-х консультантов-помощников. Это сильные ученики, которые усвоили данную тему. За 10-15 мин. до начала урока учитель предлагает ребятам карточки. Каждый выполняет задание в карточках (2 карточки одного цвета, разноуровневые), а затем отвечает их учителю. На уроке консультант будет контролировать учащихся по тем карточкам, которые он отвечал учителю. Учитель отмечает, что в течение урока будет контролировать консультантов и оценит их работу.

1) Учитель объявляет тему и цель урока.

2) Учитель объясняет алгоритм работы на уроке.

Класс разбивается на группы по 4 человека (сильные и слабые). Если в группе оказалось не 4 человека, то работают по тому же алгоритму, а вместо отсутствующих карточками меняются с консультантами.

Группа обеспечивается 4-мя карточками с различными цветовыми сигналами (красный, синий, зелёный, оранжевый). В каждой карточке есть теоретический и практический вопрос. У каждой группы есть маршрутный лист.

Алгоритм работы.

1) Выполните самостоятельно задание обеих частей карточки, (сформулируйте определение, решение практического задания запишите в тетради с пометкой цветового сигнала).

2) Закончив работу над карточкой, отчитайтесь перед учителем или консультантом (первичный контроль).

3) Отыщите партнёра по световому сигналу карточки, указанному в маршруте. (приложение 2)

4) Сразу поменяйтесь карточками.

5) Проверьте друг у друга правило, указанное в первой части новой карточки.

6) Выполните в тетради задание второй части полученной карточки и организуйте взаимоконтроль.

7) Оцените ответы друг друга и запишите оценку в тетради вместе со своей фамилией:

"+"- задание выполнено верно, без малейших недочётов.

"±"- задание выполнено верно, с небольшими недочётами. '+' - задание выполнено не верно, но ход рассуждения верен.

"—"- задание выполнено не верно.

8) Поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра по цвету карточки.

9) Алгоритм работы повторяется с п. 3. работа закончена, если выполнены задания карточек всех цветов.

10) Выходной контроль. Формой выходного контроля является математический диктант по данной теме. (Приложение 1). Общая оценка за урок складывается из оценки работы в тетради и из оценки математического диктанта.

11) Домашнее задание.

Проследим движение ученика 1. Получив красную карточку (см. 1-ый столбец 1-ая строка), проработав ее по алгоритму, он ищет партнера с другим цветовым сигналом (таким партнером является ученик 2, у которого карточка с зеленым цветовым сигналом (см. движение по стрелке 1-ая строка от 1-го ко 2-ому столбцу)). Ученик 1 работает над карточкой с зеленым цветовым сигналом (см. 2-ую строку 1-ый столбец). Далее он получает карточку синего цвета от ученика 3 (см. движение по стрелке 2-ая строка от 1-го к 3-му столбцу). Таким образом, у ученика 1 в данный момент находится карточка с синим цветовым сигналом (см. 3-я строка 1-ый столбец). Затем он обменивается с учеником 2 (см. движение по стрелке 3-я строка от 1 -го ко 2-ому столбцу). Итак, ученик 1 начинает работать над карточкой с желтым цветовым сигналом. В результате ученик 1 прорабатывает все четыре карточки.