Цели урока:
- обучение выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; обучение составлению плана и пересказу
- развитие устной речи;
- пробудить интерес к аналитической работе над текстом;
- помочь понять идею автора; умения видеть авторскую позицию
- развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира;
- вызвать у учащихся чувство любви, восхищения сложным миром животных.
Учебник “Родная речь. 3-й класс”. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением И. Соколова-Микитова “Листопадничек”. Постараемся понять, какую идею хотел донести до нас автор.Для этого мы должны ответить на некоторые вопросы и выполнить задания,подготовиться к пересказу. Подумайте, какие качества нам предстоит развивать ( дети называют память, мышление, речь-говорение, внимание, воображение).
2. Проверка домашнего задания. Проверка первичного восприятия.
- Какое было домашнее задание? ( Перечитать сказку И. Соколова-Микитова “Листопадничек”, выполнить иллюстрацию к понравившемуся эпизоду).
- Какой смысл вы вкладывали в название сказки до её прочтения? О чем подумали?
- Можно ли озаглавить этот текст иначе? Обоснуйте свой ответ.
- Почему произведение И. Соколова-Микитова можно назвать сказкой? Докажите.
3. Работа по иллюстрациям.
Мотивация перечитывания и анализа сказки И. Соколова-Микитова.
- Откуда у зайцев появилось такое название?
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 60. Найдите в тексте отрывок к ней.
- Посмотрим, кто из вас сделал иллюстрацию к этому же отрывку.
- Объясните, почему выбрали этот эпизод?
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.63.Найдите и прочитайте отрывок к ней.
- Рассмотрим другие иллюстрации ( дети кратко рассказывают, к какому эпизоду относится их рисунок )
4. Работа по содержанию.
- ..Давайте попробуем выяснить, о чём хотел сказать писатель своим читателям? Вспомним сюжет сказки. Работаем по вопросам учебника на стр. 66-67 (2, 3, 4, 5, 6).
5. Обобщение результатов анализа.
Подготовка к пересказу: деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ. На доске записывается план.
- Как вы думаете, как автор относится к своему герою?
- Представьте себя в роли зайчика-Листопадничка, расскажите о своём путешествии.
- Как вы перескажите его историю: подробно или сжато? Объясните свой выбор.
- Какие чувства зайчонка вы передадите в своем пересказе?
- Примерный план (составляется детьми в группах, обсуждается план каждой группы, выводится общий план).
- Мои мечты.
- Встреча на лесной речке.
- Вынужденная зимовка.
- Большая беда.
- Как хорошо в родном гнезде…
- Пересказ сказки представителем той группы, которая наиболее успешно составила план.
6. Обобщение работы.
- Когда автор создает художественное произведение, он описывает события, внося свой вымысел, свои оценки. Какую главную мысль хотел донести до нас И.Соколов-Микитов?
- Чем вам интересна была эта сказка?
- Какие качества помогла вам развить работа над этой сказкой?
- Выставление отметок по итогам работы.
7. Домашнее задание.
- Подготовить пересказ сказки И.Соколова-Микитова “Листопадничек”.