“Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто”
Макс Лауэ
Цели урока для учителя:
- изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний;
- развитие у учащихся способностей к самостоятельной работе через привлечение их к групповой работе;
- воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за свой выбор.
- развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить при решении нестандартных задач.
Цели урока для учащихся:
Учащиеся должны убедиться, что:
- все выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо;
- очень важно научиться обучаться самому.
Задачи урока
:Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Базы данных”.
Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), памяти (лучше запоминается то, что связано с преодолением препятствия), алгоритмического и логического мышления, творческой активности.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах.
Место урока в учебном плане: второй урок по теме “Базы данных”
Возраст учащихся: 3 класс (второй год обучения информатике)
Тип урока: урок изучения нового и обобщения изученного материала
Средства обучения:
Технические средства: компьютеры с ОС MS WINDOWS; мультимедийный проектор, экран.
Программные средства: учебная программа “Мир информатики” (1-2 год обучения).
Наглядные средства обучения: изображение яблони, изображения яблок.
Раздаточный материал: карточки с шаблоном таблицы для базы данных.
План урока:
- Организационный момент – 3 минуты
- Разминка – 3 минуты
- Актуализация опорных знаний – 5 минут
- Мозговой штурм – 3 минуты
- Групповая работа– 7 минут
- Физкультминутка – 1 минута
- Защита своих результатов – 8 минут
- Практическая работа на ПК -5 минут
- Подведение итогов урока – 5 минут
Ход урока
: 1. Организационный момент (3 мин).Звучит песня “Улыбка”.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь на свои места. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы мир вокруг нас стал добрее и красочнее. Вы заметили, что ваше настроение улучшилось. Значит можно начинать урок. Сегодня мы продолжаем изучение темы “Базы данных”. Цель нашего урока – следующая: вы должны убедиться в том, что: все выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо. Значит, мы сегодня будем учиться анализировать, рассуждать, делать выводы, отстаивать нашу точку зрения.
Посмотрите, на доске появилась яблоня, это волшебная яблоня знаний и я надеюсь, что в конце урока на яблоне появятся зрелые яблочки.
Формулирование основополагающего вопроса.
Главный вопрос сегодняшнего урока “Как взаимосвязаны люди?” Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Наверное, нет? Чтобы ответить на этот вопрос нам сегодня придется размышлять. “Какие люди с нами связаны? Как можно увидеть эту взаимосвязь?”.
2. Разминка (3 мин).Учитель: Начнем мы наш урок с разминки.
Учитель: “На рисунке изображена семья Ноутбуковых. Скажите, как будут звать Петю, когда он вырастет? Как будут звать Аню? Чьим отцом является Сергей Васильевич? Чьей бабушкой является Ирина Семеновна? Как взаимосвязаны эти люди? Что нам может помочь увидеть эту взаимосвязь? Конечно же, наши помощники базы данных.
3. Актуализация опорных знаний (5 минут).Давайте вспомним, из чего состоит база данных. В качестве образца, рассмотрим базу данных “Герои сказок”
В первом столбце проставлены номера записей. Во втором– герои сказки. В третьем– название сказки. В четвертом – автор сказки.
№ |
Герой |
Сказка |
Автор сказки |
1 |
Знайка |
Приключения Незнайки |
Николай Носов |
2 |
Мальвина |
Золотой ключик |
Алексей Толстой |
3 |
Шапокляк |
Крокодил Гена и его друзья |
Эдуард Успенский |
4 |
Буратино |
Золотой ключик |
Алексей Толстой |
– Какой столбец, по-вашему, самый главный в данной базе данных? Почему? Сколько столбцов может быть в базе данных? Как взаимосвязана информация в базе данных?
4. Мозговой штурм (3 мин).Учитель: “Ребята, вспомним главный вопрос урока “Как взаимосвязаны люди”. А какие люди вас окружают? Отвечайте, пожалуйста, не задумываясь, быстро, что придет в голову, опирайтесь на свой жизненный опыт.
– Какие люди вас окружают. Как можно классифицировать людей, вас окружающих, на группы? Какие это будут группы?
Ученики: Одноклассники, друзья, семья, учителя…..
5. Групповая работа (7 мин).Учитель: “Ребята, сейчас мы перейдем к серьезной работе, которую вам предстоит выполнить в группах. Вы разбиты на 3 группы и каждая группа будет создавать свою базу данных. Ваша задача, составить базу данных в виде таблицы.
– Мы классифицировали людей, окружающих вас, в три группы: учителя, одноклассники, друзья. Сейчас, каждая группа, должна по своей теме составить базу данных. Количество столбцов и какой столбец будет главным– вы определяете самостоятельно. Обсудите структуру вашей таблицы в группе и примите общее решение. Введите информацию в базу данных. Затем, решите, кто из вашей группы, будет представлять вашу базу данных.
Обратите внимание, на доске вы видите вопросы для защиты и вопросы для обсуждения.
6. Физкультминутка (1 мин).Мы таблицу расчертили,
Расчертили, расчертили.
Базу данных разместили,
Разместили, разместили.
Ох, как мы уже устали –
Сели, встали, сели, встали.
А теперь всем ровно встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, и все опять.
Ученики группы объясняют структуру своей БД, как они ее заполнили.
Ученики других групп обсуждают – насколько структура базы данных соответствует ее назначению (оценка работы учеников)
8. Практическая работа на ПК (5 мин).– Ребята, а сейчас мы будем вводить информацию в компьютерную базу данных. Только, кажется, я забыла правила техники безопасности. Подскажите мне, пожалуйста, чего нельзя делать в компьютерном классе.
– Хорошо, правила поведения в компьютерном классе мы повторили. Теперь давайте сядем за компьютеры и заполним базы данных. У каждого своя база данных.
9. Обсуждение итогов урока (5 мин).– Ребята, так давайте ответим на главный вопрос урока. Как взаимосвязаны люди?
– А можно ли сказать, что наш мир – это огромная база данных, где все взаимосвязано между собой (звучит песня “Улыбка”)
– Ребята, вы помните, у нас есть яблоня знаний? У вас, у каждого есть яблочко. Оно с одной стороны красное, а с другой белое. Если вы считаете, что на уроке вы все поняли и научились чему-то новому, прикрепите магнитом красное яблочко, а если вы что-то не поняли и вам еще нужно разобраться в этой теме– прикрепите белое яблочко.