Цели урока:
- Обозначение прямой, луча, отрезка при помощи букв латинского алфавита, построение луча, прямой, отрезка.
- Продолжить знакомство с простейшим способом упорядочивания в математике (расположение в порядке возрастания, убывания). Продолжить знакомство с числами в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.
- Развивать математическую речь, память, внимание, логику. Формировать умение сравнивать.
- Воспитывать уважение к другим, готовность делиться идеями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок -
Пожелаем всем удачи -
За работу в добрый час!
Урок математики. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в удивительное путешествие в сказочное математическое королевство. Что мы возьмем с собой в путешествие?
(Смекалку, дружбу )
Королевство математики мы знаем еще мало, поэтому королева Математика дала нам карту нашего пути. В путь мы отправимся на поезде. Для путешествия нам необходимы билеты. А вот чтобы узнать в каком же вагончике вы будете путешествовать, выполните задание.
1. Внимательно посмотрите и догадайтесь, какую цифру надо записать, начинай писать ее с указанной точки.
- Покажите, как вы справились с заданием.
(Дети показывают карточки, с полученными цифрами)
- У вас получились такие цифры.
(На доске записаны цифры 1, 4, 5)
- Давайте занимать вагоны согласно купленным билетам.
(На вагончиках указаны номера )
- Кто садится в вагон № 1, поднимите руки.
(Поднимают руки те, у кого билет №1)
- Что можете сказать об этом числе 1?
(Это число первое при счете, оно нечетное)
- Кто садиться следующий, под каким номером ваш вагончик?
(Вагончик номер 4)
- Что можете сказать о числе 4?
(Оно четное, при счете идет после 3)
- Кто садиться последний, назовите номер вашего вагона?
(Вагончик номер 5)
- Что можете сказать о числе 5?
(Оно нечетное , при счете идет после 4)
- Все ли вагончики заняты?
(Нет, не все)
- Давайте запишем номера тех вагончиков, которые еще не заняты.
(Записываются номера вагонов 2, 3)
- Что у нас получилось?
(Натуральный ряд чисел)
- Докажите, что это натуральный ряд чисел.
(Записаны натуральные числа, которые используем при счете, а так же соблюдены три условия натурального ряда:
1. Натуральный ряд начинается с 1.
2. Каждое следующее больше предыдущего на 1.
3. Ряд бесконечен (еще можно прицепить вагончики)
- Внимание, наш поезд отправляется от станции А и следует до станции О. Поехали.
(Имитация звука поезда)
- Вот какой путь мы проехали. На что похож наш путь?
(Наш путь похож на отрезок)
- Что вы знаете об отрезке?
(Отрезок-это самая короткая прямая, имеющая начало и конец)
- Что необычного вы увидели на отрезке?
(В начале и конце отрезка написаны буквы)
- Этот отрезок имеет свое имя, как каждый из вас, у отрезка есть свое название. Кто прочитает, как называется отрезок?
(Отрезок АО)
- Вот мы прибыли на станцию А. Посмотрите, какой волшебный лес посадили жители математики, как мы его назовем?
(Математический лес, потому что на деревьях растут цифры. )
- Жители этой станции утверждают, что деревья растут в строгом порядке, так как при посадке использовали свойства натурального ряда чисел. Проверьте, верно ли это утверждение?
(Жители расположили деревья в строгом порядке, но не знали особенности натурального ряда )
-Найдите ряд чисел, где нарушен натуральный ряд чисел, докажите свое мнение)
2 3 4 5 6
1 2 3 4 5
1 3 4 5 6
- А можно ли использовать кратковременную остановку, чтобы исправить ошибку жителей?
(Нет нельзя, чтобы дерево выросло, нужно много времени)
- Мы знаем, что деревья относятся к живой природе и все слышат, давайте с ними поиграем.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Деревцо все выше, выше
А ребята тише, тише.
Вот мы отдохнули, с новыми силами садимся в вагончики и в путь. Поехали.
(Имитация звука поезда)
Наш поезд сбавляет ход. Почему?
(Готовится остановиться. Встретил препятствие)
Действительно подъезжаем к реке. Посмотрите на реку, на что она похожа?
(Река похожа на прямую)
- Что вы знаете о прямой?
(Прямая не имеет ни начала, ни конца)
- Что необычного вы увидели на прямой?
(Эта прямая тоже имеет свое название)
Правильно ребята - это прямая а.
На пути мост. Для того, чтобы проехать этот мост, его нужно укрепить, а для этого выполните задание. Те ребята, которые едут в вагончиках 1 и 4, запишите неравенство, а те кто едет в вагоне номер 5 - запишите равенство.
Проверим. (Все дети правильно справились с этим заданием). Вот мы и на другой стороне реки. Последний участок нашего пути начинается со станции М и уходит далеко-далеко. На что похож этот участок пути?
(Этот участок пути похож на луч)
- Что вы знаете о луче?
(Луч это прямая, которая имеет начало, но не имеет конца)
- Что необычно у этого луча?
(У этого луча есть название МЛ)
Сделаем остановку и поработаем с учебником на с. 15 №31
Запишите номера всех отрезков, лучей, прямых.
- Что помогло тебе различать между собой отрезки, лучи и прямые?
(У прямых нет границ, у отрезка есть начало и конец, у луча есть только начало)
- В клеточках начертите отрезок, расскажите как начертить отрезок.
(Ставим границы отрезка и проводим прямую)
- Назовите его.
Начертите луч, а как его начертить?
(Ставим одну границу и проводим прямую)
- Назовите его.
Физминутка.
Мы дружно трудились,
Немного устали,
Быстро все сразу
За партами встали,
Руки поднимем,
Потом разведем,
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.
- Мы с вами очень долго путешествовали в королевстве математика, а вот отдыхать мы будем в сказочных домиках. Но эти домики вам придется сделать самим. На столе у каждого из вас лежат геометрические фигуры, это строительный материал, постройте себе домики.
(Дети у себя на столах собирают из геометрических фигур домики)
- Давайте проверим, как вы выполнили задание. Пусть каждый из вас расскажет о своем домике, и какие математические понятия вы хотели бы взять с собой?
- Прежде чем зайти в домик, давайте подведем итоги. Что интересного узнали? Что нового узнал на уроке?
(Мы узнали, что луч, отрезок и прямая имеют названия)
Урок окончен, всем спасибо за урок.