Урок по математике по теме: "Обозначения отрезка, луча при помощи букв латинского алфавита"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обозначение прямой, луча, отрезка при помощи букв латинского алфавита, построение луча, прямой, отрезка.
  2. Продолжить знакомство с простейшим способом упорядочивания в математике (расположение в порядке возрастания, убывания). Продолжить знакомство с числами в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.
  3. Развивать математическую речь, память, внимание, логику. Формировать умение сравнивать.
  4. Воспитывать уважение к другим, готовность делиться идеями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок -
Пожелаем всем удачи -
За работу в добрый час!

Урок математики. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в удивительное путешествие в сказочное математическое королевство. Что мы возьмем с собой в путешествие?

(Смекалку, дружбу )

Королевство математики мы знаем еще мало, поэтому королева Математика дала нам карту нашего пути. В путь мы отправимся на поезде. Для путешествия нам необходимы билеты. А вот чтобы узнать в каком же вагончике вы будете путешествовать, выполните задание.

1. Внимательно посмотрите и догадайтесь, какую цифру надо записать, начинай писать ее с указанной точки.

- Покажите, как вы справились с заданием.

(Дети показывают карточки, с полученными цифрами)

- У вас получились такие цифры.

(На доске записаны цифры 1, 4, 5)

- Давайте занимать вагоны согласно купленным билетам.

(На вагончиках указаны номера )

- Кто садится в вагон № 1, поднимите руки.

(Поднимают руки те, у кого билет №1)

- Что можете сказать об этом числе 1?

(Это число первое при счете, оно нечетное)

- Кто садиться следующий, под каким номером ваш вагончик?

(Вагончик номер 4)

- Что можете сказать о числе 4?

(Оно четное, при счете идет после 3)

- Кто садиться последний, назовите номер вашего вагона?

(Вагончик номер 5)

- Что можете сказать о числе 5?

(Оно нечетное , при счете идет после 4)

- Все ли вагончики заняты?

(Нет, не все)

- Давайте запишем номера тех вагончиков, которые еще не заняты.

(Записываются номера вагонов 2, 3)

- Что у нас получилось?

(Натуральный ряд чисел)

- Докажите, что это натуральный ряд чисел.

(Записаны натуральные числа, которые используем при счете, а так же соблюдены три условия натурального ряда:

1. Натуральный ряд начинается с 1.

2. Каждое следующее больше предыдущего на 1.

3. Ряд бесконечен (еще можно прицепить вагончики)

- Внимание, наш поезд отправляется от станции А и следует до станции О. Поехали.

(Имитация звука поезда)

- Вот какой путь мы проехали. На что похож наш путь?

(Наш путь похож на отрезок)

- Что вы знаете об отрезке?

(Отрезок-это самая короткая прямая, имеющая начало и конец)

- Что необычного вы увидели на отрезке?

(В начале и конце отрезка написаны буквы)

- Этот отрезок имеет свое имя, как каждый из вас, у отрезка есть свое название. Кто прочитает, как называется отрезок?

(Отрезок АО)

- Вот мы прибыли на станцию А. Посмотрите, какой волшебный лес посадили жители математики, как мы его назовем?

(Математический лес, потому что на деревьях растут цифры. )

- Жители этой станции утверждают, что деревья растут в строгом порядке, так как при посадке использовали свойства натурального ряда чисел. Проверьте, верно ли это утверждение?

(Жители расположили деревья в строгом порядке, но не знали особенности натурального ряда )

-Найдите ряд чисел, где нарушен натуральный ряд чисел, докажите свое мнение)

2 3 4 5 6

1 2 3 4 5

1 3 4 5 6

- А можно ли использовать кратковременную остановку, чтобы исправить ошибку жителей?

(Нет нельзя, чтобы дерево выросло, нужно много времени)

- Мы знаем, что деревья относятся к живой природе и все слышат, давайте с ними поиграем.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Деревцо все выше, выше
А ребята тише, тише.

Вот мы отдохнули, с новыми силами садимся в вагончики и в путь. Поехали.

(Имитация звука поезда)

Наш поезд сбавляет ход. Почему?

(Готовится остановиться. Встретил препятствие)

Действительно подъезжаем к реке. Посмотрите на реку, на что она похожа?

(Река похожа на прямую)

- Что вы знаете о прямой?

(Прямая не имеет ни начала, ни конца)

- Что необычного вы увидели на прямой?

(Эта прямая тоже имеет свое название)

Правильно ребята - это прямая а.

На пути мост. Для того, чтобы проехать этот мост, его нужно укрепить, а для этого выполните задание. Те ребята, которые едут в вагончиках 1 и 4, запишите неравенство, а те кто едет в вагоне номер 5 - запишите равенство.

Проверим. (Все дети правильно справились с этим заданием). Вот мы и на другой стороне реки. Последний участок нашего пути начинается со станции М и уходит далеко-далеко. На что похож этот участок пути?

(Этот участок пути похож на луч)

- Что вы знаете о луче?

(Луч это прямая, которая имеет начало, но не имеет конца)

- Что необычно у этого луча?

(У этого луча есть название МЛ)

Сделаем остановку и поработаем с учебником на с. 15 №31

Запишите номера всех отрезков, лучей, прямых.

- Что помогло тебе различать между собой отрезки, лучи и прямые?

(У прямых нет границ, у отрезка есть начало и конец, у луча есть только начало)

- В клеточках начертите отрезок, расскажите как начертить отрезок.

(Ставим границы отрезка и проводим прямую)

- Назовите его.

Начертите луч, а как его начертить?

(Ставим одну границу и проводим прямую)

- Назовите его.

Физминутка.

Мы дружно трудились,
Немного устали,
Быстро все сразу
За партами встали,
Руки поднимем,
Потом разведем,
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.

- Мы с вами очень долго путешествовали в королевстве математика, а вот отдыхать мы будем в сказочных домиках. Но эти домики вам придется сделать самим. На столе у каждого из вас лежат геометрические фигуры, это строительный материал, постройте себе домики.

(Дети у себя на столах собирают из геометрических фигур домики)

- Давайте проверим, как вы выполнили задание. Пусть каждый из вас расскажет о своем домике, и какие математические понятия вы хотели бы взять с собой?

- Прежде чем зайти в домик, давайте подведем итоги. Что интересного узнали? Что нового узнал на уроке?

(Мы узнали, что луч, отрезок и прямая имеют названия)

Урок окончен, всем спасибо за урок.