Цели:
- привлечь учащихся к активной работе в коллективе;
- регуляция межличностных отношений между детьми;
- продолжение формирования нравственных качеств личности такие как
- бережливость, уважение к труду старших;
- оказание помощи ученикам в установление отношений с людьми;
- продолжение формирования эстетических качеств личности.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов, важно привлечь к участию в мероприятии учащихся среднего звена.
Проведению этого внеклассного мероприятия предшествовала большая подготовительная работа: экскурсия в пекарню, конкурс рисунков на тему “Хлеб – всему голова”, оформление стенда и беседа по стенду “Будь достоин высокого звания хлебороба”, где представлены фотографии, заметки из газеты “Призыв” о лучших механизаторах деревни. Кроме того, состоялась беседа по тематической выставке репродукций картин А.А. Пластова “Ужин трактористов”, Т.Н. Яблонской “Хлеб”, Е. Гордиец “Хлеб пекут”, М.В. Данициг “Золото земли”. Дети собирали альбомы с пословицами, поговорками, загадками, народными приметами.
Зал оформлен: репродукции картин художников, а также детские рисунки, выставка хлебных изделий.
Музыкальное оформление: песня “Русское поле”, песня “Пряники русские”.
Ход занятия
Учитель: Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением
Александра Балина.
Вот хлеб-высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Никакого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно
А жатва, если зной или град?!
Их много-всяческих преград -
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
“Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит”.
И если ты не глух, не слеп
Цени народный, трудный хлеб.
Коллективная перекличка
“Хвала тебе, хлеб!”
/декламация
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Золотой простор бескрайний -
Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился хлеб.Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите,
Берегите хлеб родной!” (хором)Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!” (хором)
Как хлеб к нам пришел?
Чтец:
Пышный, мягкий, пропеченный.
подрумяненный слегка,
хлеб с горбушкой золоченной
шел к себе из далека.
Учитель:
Издавна кормит людей матушка-земля в одном из музеев словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому 6 тыс. лет!
Ученые нашли его на дне озера.
Когда-то очень давно он попал в густой ил, со временем он окаменел и так сохранился до наших дней.
Вот с каких пор люди едят хлеб!
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода
Мать-земля на целый год.И в каждый дом, на каждый стол
Хлеб пожаловал, пришел,
В нем - здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Учитель рассказывает о посещении пекарни и о приглашении в гости к ребятам агронома. Агроном рассказал об основных зерновых культурах - пшеницы и ржи.
Учитель:
Нелегок труд земледельца.
Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зеленое поле.
Святое дело- вырастить хлеб.
Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессию хлебороба!
Далее следует рассказ фермера хозяйства “Лесное” о труде хлебороба.
Учитель: (обращаясь к гостю)
Желаем Вам успехов в вашем почетном труде и пусть
Ваши закрома будут полные зерна.
Хлеб мой вкусный, хлеб душистый.
1-й чтец: Слава миру на земле!
2-й чтец: Слава хлебу на столе!
1-й чтец:
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
2-й чтец:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель: наш гость, а точнее гостья – пекарь.
/зав. пекарней, пекарь рассказывают о профессии, что нужно для выпечки хлеба/
Чтец:
В дыму ленинградское небо,
но горше смертных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба.
Сто двадцать пять грамм.
Учитель: есть такое одно слово, равнозначное слову “хлеб” это слово – “жизнь”. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
/ уч-ся зачитывают строки из дневников жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ 1941-1945г./
/ уч-ся 7-9 классов знакомят с воспоминаниями жителей деревни , которые жили и работали в годы ВОВ, как они делили хлеб, как он им доставался/
Есть хлеб - будет и песня
Учитель:
Эй ! Девчушки-хохотушки
Начинайте петь частушки,
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Исполняют частушки ансамблем “Русская частушка” ученики 2 класса показывают инсценировку “Хлеб” /по Г.Виеру/
Потом проводится аукцион пословиц, поговорок о хлебе.
Учитель: А сколько “хлебных” примет родилось на нашей земле!
Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит.
Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.
Устный журнал закрывает отрывок из стихотворения, посвященного Родине, России.
Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос.
Были очи ее светло-синими
И пшеничною россыпь волос.
Шла Россия накошенным лугом
Сквозь седой предрассветный туман.
Вскоре солнце взошло алым кругом,
Окунувшим в небес океан.
Шла со звонкою радостной песней,
Воспевались в ней ширь и простор.
К чаю ароматному угощенье знатное.
Учитель: Вот и заканчивается наш журнал. Приглашаем всех гостей и участников отпробывать чай с угощением знатным.
Звучит песня “Пряники русские”.