Цели
Образовательные:
- Продолжить знакомство с историческим прошлым нашей Родины.
- Показать борьбу русского народа за свою независимость.
- Работать над понятиями: патриотизм, ополчение, барельеф и др.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, умение логически мыслить, умение высказывать свои мысли.
- Приобщить к литературе, искусству, связывать исторические факты с современностью.
- Закрепить навыки работы с учебником.
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма и любви к истории своей Родины.
Оборудование:
- Изображение памятника И. Сусанину, 1851 год, автор В. Иванов.
- Карточки с памятными датами и фамилиями известных исторических личностей.
- Стихотворение К.Ф.Рылеева “Иван Сусанин”.
- Увертюра из оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”.
План:
I. Введение. Повторение пройденного материала.
1. Историческая разминка по датам и понятиям.
2. Опрос учащихся по теме “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы от польских захватчиков”.
а) взаимовопросы по данной теме;
б) рассказы учащихся о подготовке народного ополчения и об освобождении Москвы;
в) обобщение учителя.
II. Основная часть. Смутное время. Подвиг И. О. Сусанина.
Рассказ учителя.
Работа по учебнику, Чтение отрывка о приходе польского отряда в село Домнино (стр. 154 -156)
Стихи К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” (читают наизусть 2 ученицы)
Отрывок из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин” (сцена в дремучем лесу)
Беседа по содержанию прослушанного музыкального отрывка.
Увековечение памяти героев отдавших жизнь за Родину и связь времен.
Хор из оперы “Славься!” (колокольный звон).
III. Заключение. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Введение.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о героическом прошлом нашей Родины, о людях живших тогда и не жалевших своих жизней ради спасения своей страны от иноземных врагов.
- Как назван историками этот период жизни нашей Родины? (Смутное время).
- Но начнём с исторической разминки. Вспомним историю Руси до Смутного времени в датах.
1 задание. Распределить даты, написанные на карточках в 2 группы - тревожные события и мирные события:
Тревожные события:
1242 год – битва на Чудском озере;
1380 год – Куликовская битва;
1612 год – изгнание из Москвы иноземных захватчиков.
Мирные события:
862 год – первая славянская азбука;
988 год – крещение Руси;
1147 год – основание Москвы;
1703 год – Основание Санкт-Петербурга.
2 задание. Вспомните значение понятий: ополчение, патриотизм, барельеф
Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии, в основном на добровольных началах.
3 задание. Укажите, чем прославились великие люди Русского государства:
- Князь Владимир
- Дмитрий Донской
- Первопечатник Федоров
- Проверяем работу с карточками.
Вы заметили, что многие даты говорят о том, что нашей Отчизне часто угрожала смертельная опасность, но каждый раз на её защиту поднимался простой люд.
- Задайте друг другу вопросы по теме: “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского”.
(Подхожу к стенду с изображением памятника Минину и Пожарскому на Красной площади).
- Чье изображение вы видите? Как вы думаете, почему этим людям на главной площади страны, спустя 200 лет (1818 г.) поставлен памятник со словами: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”? (автор Мартос <Приложение 1>)
2. Тема урока.
- А вот изображение ещё одного памятника. Он поставлен в честь простого крестьянина из села Домнино И. Сусанина. Скульптор В. Иванов. 1851 г.
- В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:
Почему обычному крестьянину поставили памятник в городе Костроме посреди красивого сквера?
В начале XVII века князь Пожарский, освободивший Москву от поляков, трон Российский не взял, и бояре, собрав совет, единодушно “проголосовали” за нового претендента Михаила Романова, отрока 16 лет. (показываю портрет М. Романова <Приложение 2>). В это время отец его был в польском плену и сам он с матерью сбежал в родовую вотчину, село Домнино Костромского уезда. Шляхтичи, узнав, что Михаила выбрали царем, решили погубить его, чтобы троном завладеть. После долгого петляния они вышли к населенному пункту Деревеньки и там решили взять себе провожатого. Это произошло в марте 1613 года.
Работа со словарём:
- шлях,
- рейтер,
- сотник,
- онучи.
Шлях – на Украине и на юге России, в Польше: наезженная дорога, путь.
Рейтер – кавалерист в польской армии в XVI – XVII веках.
Сотник – офицерский чин казачьих войсках русской армии.
Онучи – портянка, обмотка для ноги под сапог или лапоть.
Работа с учебником - (отрывок) стр. 154 – 156.
- Дальше события развивались так (чтение стихотворения К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин”):
- Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги, -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега,
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
<…>
Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит”.
- Многие поэты и композиторы посвятили этому историческому событию свои произведения. Например, М.И. Глинка <Приложение 4> передал этот эпизод в своей опере “Иван Сусанин”.
- Какие чувства и мысли охватили вас при прослушивании этой увертюры?
- Так погиб И.О. Сусанин. Вернёмся к вопросу, записанному на доске. (Ответы детей).
- Вы правы, ребята. (Показываю памятник 1851 года.). Минуло Смутное время, но не порвалась живая нить времён. И каждый раз, когда Отчизне угрожала опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского, Сусанина. Так было во все времена. Имена великих предков всегда вдохновляли на творчество и подвиги.
(Обращаю внимание на портреты Рылеева (<Приложение 3>) и Глинки (<Приложение 4>) и книгу о героях, повторивших подвиг Сусанина).
- Теперь прослушаем заключительную часть оперы. Главная мысль её заключается вот в этих словах: (Читаем с доски отрывок из песни “Славься”).
Звучат колокола. (Из оперы).
3. Заключение.
- Подвиг Сусанина являлся ярким примером патриотизма русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.
- Урок закончен.
4. Домашнее задание: прочитать по учебнику о подвиге И.О. Сусанина стр. 152 – 158.
Литература
- В.О. Ключевский, Русская история. 800 редчайших иллюстраций. М. ЭКСМО, 2005.
- Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. Автор Нонна Яковлева, М.: “Белый город”.