Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.
Материал: панно “лес”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Беседа.
Воспитатель сообщает детям, что наступила пора прощания с осенью, предлагает вспомнить, что изменилось в жизни природы и человека с приходом осени.
Об изменениях в жизни природы рассказывается в такой последовательности: изменения в неживой природе, изменения в растительном и животном мире. Солнце светит и греет все меньше; чаще стали появляться серые тучи, приносящие нудные и холодные дожди. А затем приходят первые молодые морозцы. Мы начинаем одеваться потеплее.
Осенью деревья, кусты, трава, цветы меняют свои летние наряды на золотые и багряные краски. А затем совсем их сбрасывают. И только хвойные деревья не меняют свои зеленые наряды.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какие птицы живут круглый год у нас в краю? Ответ. (воробьи, синицы, сороки).
- Какие животные живут в нашем лесу? Ответ. (медведи, белки, зайцы, мыши, суслики, лисы).
- Как они готовятся к зиме?
Воспитатель помогает детям отвечать. (Заготавливают шишки, семена, зернышки, грибы, ягоду, корешки. Некоторые животные впадают в спячку (медведи, суслики, ежи).)
Таким образом, осень играет важную роль в жизни людей и окружающей их природы.
III. Итог занятия.