Цели:
- знакомство учащихся 1 – 2 классов с творчеством Е.А.Благининой;
- формирование навыков выразительного чтения;
- привитие любви к чтению книг.
Оборудование:
- портрет писательницы;
- выставка книг Е.А.Благининой;
- выставка рисунков;
- костюмы Снежинок, Феи, Белочки, Зайца;
- куклы;
- грамзапись пьесы П.Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”;
- грамзапись музыки Г.Свиридова к повести “Метель”;
- “Детская энциклопедия” (литература и искусство) том 10;
- “Детская литература” (учебное пособие для педагогических училищ под редакцией Е.Е.Зубаревой) М., “Просвещение” 1889 год.
Ведущий1: Дорогие, друзья! Сегодня у нас необычный праздник. Мы отправимся по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни. Книги - это маяки в океане времени. Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги. Они вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений.
Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.
Сегодня на празднике мы говорим спасибо замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой (портрет).
Ведущий 2. Е.А. Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И когда в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом. В лесочке стояла улыбающаяся Снегурочка, а по соседнему лугу скакал Иван-царевич на Сером Волке.
Мать и бабушка вели хозяйство, отец работал кассиром на железнодорожной станции.
Первое своё стихотворение Е.А.Благинина написала в 8- летнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в городе Курске, и в институте в Москве.
Первую книжку для детей она выпустила в 1936 году. Она называлась “ОСЕНЬ”. В неё вошли стихи про все времена года. А какое время года у нас за окном? (Зима)
(появляется Фея)
Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля.
Ещё вчера была туманна
Дождём одетая земля.Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли...
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!И тени медленно ложатся
На сад, на кровлю, на скамью,
Снежинки вьются и кружатся
И рвутся в комнату мою.Они летят, легки и ломки
И ослепительнее звёзд,
Как будто в синие потёмки
Дрожащий перекинут мост.
(звучит музыка Г.Свиридова “Вальс” к повести “Метель” Девочки в белых платьях танцуют вальс снежинок). ТИХО звучит пьеса П.Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”. Дети читают стихи под музыку.
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.Тревожно за Жучку:
В её конуре -
Такой же морозище
Как на дворе.Но больше всего
Беспокойно за птиц:
За наших воробышков,
Галок, синиц.У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким ?Поможем!
Их надо кормить и тогда
Им будет легко
Пережить холода!
Я вылепил Снегурку
Поставил на виду.
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под круглым деревцом -
Царевна - королевна,
Пригожая лицом.
В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.
Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара!
Вот ведь как!
(исполняется песня “Кабы не было зимы”)
Ведущий 1. У меня в руках книга Е.Благининой “Посидим в тишине”. Название этой книжке подарило стихотворение о том, как однажды мама устала и заснула, а её маленькая дочка не стала шуметь, чтобы не беспокоить сон мамы. Поэтесса подобрала такие ясные, живые слова о маме, бабушке. Они пришли к ней впервые в далёком детстве.
Итак, давайте посидим в тишине и послушаем стихи
Мама песню напевала
Одевала дочку.
Одевала - надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка -
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках..
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама -
Золотая прямо!
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте её.
Кто ставит на пятке заплатку,
Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом поутру прибирает,
Кто вкусные пышки печёт,
Кто нас никогда не ругает,
Скучать никогда не даёт?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею
О ком сочинила стихи?
Ведущий 2. Тема маленького ребёнка, игры и игрушки - центральная тема в творчестве Е.Благининой. Ваши бабушки и мамы читали стихи об Алёнушке. Давайте и мы почитаем эти добрые стихи.
А у нас есть девочка,
Звать её Алёнушка.
Девочка - припевочка,
Круглая головушка.
Целый день “уа-уа”,
Вот и все её слова.Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки - царапки.
Ой, ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут - поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели -
Ш-у-у-у.. и улетели.Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки - худоба.
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку!Доченька проснулась,
Сладко потянулась.
Полежала, полежала,
Да и улыбнулась.
Сердце бьётся шибко,
Ах ты моя рыбка!
До чего же дорога,
Мне твоя улыбка!
Ведущий 1. Е.Благинина является автором не только стихов, но и загадок, считалок, песен. Вот какие считалки можно использовать, чтобы выбрать для игры ведущего.
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привёз?
-Я привёз цветные книжки
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши -
Пусть читают малыши!Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку
А потом, потом, потом,
Начинают строить дом!Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнём,
Сколько пёрышек на нём?
Раз-два-три-четыре-пять,
Невозможно сосчитать!
(раздаётся стук в дверь, появляются Белочка и Зайчик)
Белочка :
Привет! А вот и мы” Мы узнали о вашем празднике и решили тоже принять участие.
Зайчик: Мы пришли к вам с сюрпризами.
Послушайте нас внимательно.
Белочка:
Есть еще игра для вас
Я начну стихи сейчас!
Зайчик:
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно повторяйте!
Белочка:
На дворе снежок идет
Скоро праздник ... (новый год)
Зайчик:
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от ...(ёлки)
Белочка:
Ветви слабо шелестят
Бусы яркие .... (блестят)
Зайчик:
И качаются игрушки:
Флаги, звёздочки, ...(хлопушки)
Белочка:
Нити пестрой мишуры
Колокольчики ... (шары)
Зайчик:
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, шарики, ...(снегурки)
Белочка:
Белоус и краснонос
Под ветвями дед .... (Мороз)
Зайчик:
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая...(звезда)
Белочка:
Ну и елка просто диво!
Как нарядна как ... (красива)
Белочка: Ой какие все молодцы! Как хорошо добавляете нужное слово!
Зайчик: А теперь, Белочка, давай проверим, как ребята умеют отгадывать загадки.
Белочка: Давай. Итак первая загадка
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные вырезные
А возьмешь - вода в руке?
Зайчик:
Наш серебряный кинжал
Недолго дома полежал.
Мы поднять его хотели
А он к порогу побежал!
Белочка:
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня?
Зайчик:
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
Белочка:
Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана...
Скажите, кто она?
Зайчик:
- До свидания, ребята! Вы молодцы!
Появляется Фея:
Фея. - Ребята, я получила странный конверт. Вот он. (показывает) Давайте его откроем. ( из конверта вынимает письмо) Вот что тут написано : “Дорогие детки - конфетки - табуретки!
Отгадайте и мои загадки - ковырялки! Я их специально зашифровал так, чтобы вы их не отгадали. Ваш Кощей.”
К письму был приложен плакат с рядами букв.
Я, кажется, догадалась! В каждой строчке нужно найти название стихотворения Елены Благининой.
(на доске плакат с рядами букв; в каждой строчке зашифровано название стихотворений Е.А.Благининой)
Ведущий 2. Читая стихи Е.Благининой, вы делали рисунки к этим стихам. Давайте угадаем, к каким стихам эти рисунки.
Ведущий 1. Итак, наша встреча подошла к концу. Она помогла нам поближе познакомиться с творчеством детской поэтессы Е.А.Благининой. Всем спасибо за участие. И на прощание давайте споём песню.
(исполняется песня на мотив песни “Ничего на свете лучше нету…” из мультфильма “Бременские музыканты”)
Ничего на свете лучше нету,
Чем читать журналы и газеты,
С умной книгой каждый день встречаться,
Знаний и умений набираться.Мы читаем про моря и страны,
Про животных, птиц и великанов.
В сказки тоже нам открыты двери -
Мы пойдём за Машей и Медведем.