ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- В ходе работы с учебным материалом и дополнительной литературой выявить причины стихийных явлений природы, связанных с земной корой.
- При работе с картами атласа установить районы распространения этих явлений на территории России и Татарстана.
- На базе полученных знаний сделать прогнозы о возможном воздействии стихийных явлений на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей.
- Предложить возможные пути снижения вредного воздействия стихийных явлений на компоненты природы, на жизнь и здоровье населения.
- Продолжить формирование творческого отношения к решению учебных задач, самостоятельного выбора оптимального выбора решения при работе в группе.
- Продолжить формирование экологической культуры и экологического мышления как одной из главных мировоззренческих идей современности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- карты России – физическая, тектоническая, природных зон, растительности; физическая карта Татарстана;
- атлас;
- таблицы;
- атрибуты для оформления “конференц-зала”;
- компьютер и мультимедийная установка;
- видеосюжеты и анимационные фрагменты.
ТИП УРОКА: изучение нового материала, расширение знаний.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ: групповая работа, использование разнообразных источников информации.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: нетрадиционная – пресс-конференция.
УЧАСТНИКИ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ:
- Пресс-секретарь (учитель).
- Группы специалистов: геологи, экологи, представители МЧС.
- Представители СМИ города и республики – журналисты.
- Заинтересованные горожане.
I. Подготовительный этап.
Проведение урока такого типа требует дополнительной, внеурочной работы учащихся. Примерно за две недели учитель формирует группы “специалистов”. Принципы формирования могут быть разными: добровольный или по каким-то критериям. Группы получают задания и готовят ко дню проведения пресс-конференции таблицы-схемы, картографический материал и тезисы выступления группы специалистов.
Тезисы должны включать определения понятий стихийных явлений, причины их возникновения, возможные последствия воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Представители СМИ готовят вопросы по теме “специалистам”.
Учитель готовить нужный печатный материал, видео и анимационные фрагменты о землетрясениях и вулканизме.
ОФОРМЛЕНИЕ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛА.
- Стол пресс-секретаря.
- Столы для групп “специалистов”.
- Места для представителей СМИ и заинтересованных горожан.
На столах таблички с обозначением участников пресс-конференции, на стене карты России и Татарстана.
II. Основной этап – пресс-конференция.
1. Вступительное слово пресс-секретаря.
- Разрешите открыть пресс-конференцию, посвященную проблемам стихийных явлений и их воздействия на состояние окружающей среды. В работе пресс-конференции принимают участие специалисты служб города, чья деятельность связана с обозначенной проблемой. Это – геологи, экологи и представители МЧС. Они познакомят вас с причинами возникновения стихийных явлений, последствиями их воздействия на окружающую среду, путями снижения вредного воздействия стихийных явлений на жизнь и здоровье населения.
Прошу всех вас внимательно слушать выступления специалистов, вы можете задавать им вопросы по темам их выступлений. Надеюсь, что работа пресс-конференции будет освещена в средствах массовой информации, а присутствующие здесь горожане расширят свои знания о природе стихийных явлений и узнают о возможных путях снижения негативного их воздействия на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье населения.
2. Выступление специалистов геологической и сейсмологической службы.
Знакомят присутствующих с видами стихийных явлений, связанных с земной корой, их происхождением и районами вероятного распространения. Выступление проходит по заранее заданному плану: определение, причины происхождения, районы распространения. Сопровождается демонстрацией видео и анимационных фрагментов о землетрясениях и вулканизме, карсте, оползнях и обвалах, селях. По ходу рассказа на карту России и Татарстан наносятся значки на территории распространения этих явлений.
После выступления дается возможность присутствующим задавать вопросы специалистам геологической и сейсмологической службы.
Предполагаемые вопросы:
Может ли деятельность людей спровоцировать движения земной коры?
Возможны ли землетрясения в нашей республике и в городе?
Почему у нас нет вулканов?
3. Выступление экологической службы и службы МЧС.
Сопровождают свое выступление демонстрацией таблицы-схемы.
Дополнение. На таблице-схеме показано лишь воздействие извержения вулканов на состояние окружающей среды и их возможные последствия. Если учесть, что в районах вулканизма могут быть расположены крупные города с многочисленными хозяйственными объектами, то в этом случае отрицательное воздействие на экологию планеты в целом могут быть намного серьезнее.
ВЫВОДЫ.
- Отрицательные воздействия на экологию среды оказывают оба этих явления, но их вредные последствия увеличиваются многократно, если в зоне стихийных явлений разрушаются опасные хозяйственные объекты.
- Карст, оползни, обвалы носят более локальный характер, естественно, размеры их отрицательного экологического воздействия не так велики, как после землетрясений и вулканизма.
Предполагаемые вопросы.
- Может ли человек предотвратить стихийные явления?
- Как снизить отрицательное воздействие стихийных явлений на экологию земли, жизнь и здоровье людей?
Предполагаемые ответы специалистов МЧС.
- Сейсмологические станции постоянно следят за активностью земной коры, таким образом можно предсказать землетрясение за несколько часов, оповестить население, тем самым снизить человеческие жертвы.
- Исследования земной коры и учет мнения геологических служб при строительстве городов, опасных хозяйственных объектов, разрушение которых несет большую опасность для состояния окружающей среды.
- Просвещение населения, проживающей в зонах возможного возникновения стихийных явлений.
- Знание природных признаков, предвещающих землетрясения, извержения вулканов (поведение домашних и диких животных, растения-предвестники и др.).
III. Заключительный этап.
Обращение пресс-секретаря к представителям СМИ и заинтересованным горожанам.
- Что полезного для себя вы вынесли из сегодняшней пресс-конференции?
- Какие вопросы и темы найдут отражение в ваших статьях и репортажах?
- Как вы думаете, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут произойти в нашей республике и в нашем городе?
- Каковы способы снижения отрицательного воздействия стихийных явлений на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей?
После обсуждения подводятся итоги работы пресс-конференции, объявляется благодарность ее участникам.
Домашнее задание.
В листках с заданиями для групп прописано и домашнее задание, для группы журналистов оно озвучено учителем. На следующий урок будут прослушаны отчеты групп и проверены письменные задания, после чего ребята получат оценки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ГРУПП.
- В летописях города Казани описано 4 случая разрушительных землетрясений.
- В г. Альметьевске сейсмологическая служба более 30 раз в год регистрирует землетрясения силой 2-3 балла по шкале Рихтера.
- Создана новая сейсмологическая карта России, где Казань входит в зону 6-баллных землетрясений.
- “Эхо” землетрясений, произошедших в Азербайджане, Армении и Туркмении, проявилось на территории РТ и в г. Нижнекамске.
- Одной из причин остановки строительства Татарской АЭС является повышенная сейсмологическая опасность, связанная с наличием глубинных трещин в фундаменте Русской платформы.
- В Татарстане, где в земной коре много известняков, широко распространены карстовые явления.
- По правым берегам рек, особенно крупных, как Волга, Кама, Вятка, характерны оползневые явления.
- Строительство Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ способствовало разрушению берегов, поднятию уровня грунтовых вод, а, значит, большему распространению карстовых явлений.
- Интенсивная добыча нефти, забор подземных вод, строительство крупных хозяйственных объектов нарушает равновесие в земной коре и может стать причиной локальных землетрясений.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ СЛУЖБЫ МЧС.
- Изучите по § 12, 13 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?
- Какие отрицательные последствия возникают после их действия на территории России?
- В каких районах России стихийные явления природы чаще всего приводят к стихийным бедствиям?
- Установите по дополнительным источникам информации знаний, существуют ли способы уменьшения масштабов стихийных бедствий, возникающих в результате стихийных явлений, происходящих в земной коре?
- Напишите памятки для жителей нашей республики и города, которые научили бы нас – граждан, правилам поведения при стихийных явлениях.
- Напишите отчет о проделанной работе и список использованной литературы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ ЭКОЛОГОВ.
- Изучите по § 12, 13 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?
- Подумайте, какие отрицательные последствия вследствие этих стихийных явлений могут наблюдаться в окружающей среде.
- Постарайтесь построить таблицу-схему, цепочку последствий стихийных явлений.
- Какие стихийные явления и их проявления в окружающей среде могут наблюдаться в нашей республике, в нашем районе и городе?
- Напишите отчет о проделанной работе и список источников дополнительно использованной информации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ И СЕСМОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБЫ.
- Изучите по § 12, 13 учебника, какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России?
- Какие стихийные явления, связанные с земной корой, могут происходить на территории России и Татарстана?
- Расскажите о них по схеме: определение – причины происхождения – районы распространения.
- На картах России и Татарстана условными значками обозначьте районы вероятного происхождения этих явлений.
- Напишите отчет о проделанной работе и список источников информации.