Цель: Закрепить навыки табличного (•) и (:), приёмы для случаев 23 • 4, а также случаев (•) и (:) чисел, оканчивающихся 0; упражнять в решении задач, используя рациональные вычисления и способы решения; закрепить знание геометрического материала; формировать навыки уверенности при выполнении порядка действий; развивать внимание, логическое мышление, память, смекалку, быстроту устного счёта; воспитывать взаимоподдержку, взаимовыручку, сознательное отношение к учению, дисциплине, активность, самоконтроль.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
III. Запись числа и классной работы.
IV. Упражнения на внимание и развитие кругозора. Показать циферблат.
- 19 декабря – рассказать всё об этом числе.
- Какой час времени сообщают нам, называя число 19 (7 ч. вечера).
- Часы отражались в зеркале так . Который час они показывают? (3 часа)
- Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда часы показывают 3 ч. дня, это обозначает 15 ч. от начала суток).
- Как связан с числом 3 “”? (3 вершины, 3 угла, 3 стороны). Сколько в этом чертеже “”? (12)
- Какое число лишнее: 12, 30, 21, 19? (19, у оставшихся сумма цифр = 3). А какая фигура лишняя (Овал, остальные — многоугольники.)
- Задача на смекалку. На одних моих руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Знаете ли вы, какая обезьяна самая крупная? Посмотрите на числа, которыми обозначены животные: мартышка – 31, орангутанг – 26, горилла – 28, игрунка – 34. Они помогут нам выбрать правильный ответ.
- Выполним блок-схему:
Блок-схема необычная, за ней скрыта пословица: око видит далёко, а ум дальше. Как вы понимаете её смысл? - Картинка гориллы. Действительно, наш ум позволяет нам узнать, что гориллы обитают в Африке (там нет зимы, как у нас в России). Что ещё знаете про эту страну? Гориллы живут семьями от 5 до 30 животных. Они настоящие вегетарианцы, так как питаются исключительно травой и листьями, ветками, корой. Воду почти не пьют, так как её достаточно в траве и листьях. Избегают дождей. Они кочуют с места на место в поисках пищи. Старые гориллы ночуют на земле, а молодые строят на дереве жилище из сучьев. Длина тела гориллы 2 м, ширина плеч 80 см. Несмотря на устрашающий свой вид, вопли и крики, которые они издают, - это миролюбивые животные. Они ни на кого не нападают. Меж собой ссорятся редко и во всём подчиняются и подражают вожаку.
- Представьте себе жилище квадратной формы, которое бы построили гориллы, со стороной в 3 м. Найдите его Р (12 м). Указать рациональный способ. 3 • 4 = 12 м. выразить формулой а • 4, где а – любое число, 4 – постоянно. Каковы стороны квадрата? (Все 4 стороны одинаковой длины).
- Добавим и крышу в виде
Чему равен Р? (16м)
V. Решение задачи (на доске): 100 школьников поехали на экскурсию. 40 школьников сели в большой автобус, а остальные поровну в 2 маленьких автобуса. Сколько школьников было в 1 маленьком автобусе?
- Краткая запись. Составление плана решения.
1) –
2) :
- Выбор правильного решения:
- 100 : 2 + 40 = 90
- (100 – 40) : 2 = 30
- (100 + 40) : 2 = 70
Какая это задача? (Состоит из двух простых)
VI. Физминутка (проговаривая речитатив)
VII. Математический диктант
- Проверка.
VIII. Порядок действий: перед вами 2 выражения: 1 пример решал знающий человек, другой – незнайка. Кто какой пример решал?
- Решение у доски по действиям, указанные стереть.
Вывод: Правило порядка действий.
IX. Решение уравнений. А что необходимо знать, чтобы решить уравнения?
Полученные числа занесём на почтовый ящик.
Что обозначает это число? (Новый год – год чёрной лошади.)
X. Кто хочет Новый год встречать, не ударив в грязь лицом?
- Самостоятельная работа с карточками. Чьи ответы примет почтовый ящик?
- Взаимопроверка. Оценка.
- Проверка на доске:
1в. 36 80 20 70 16 0 19 12 4
2 в. 68 100 40 50 3 0 13 27 4
3 в. 78 100 3 60 2 100 100 45 23
XI. Практическая работа: по заданным размерам вырезать прямоугольник.
- Какой формы почтовый ящик? Назовите свойства прямоугольника.
Начертить прямоугольник со сторонами:
1 вариант. 5 и 7 см
2 вариант. 9 и 4 см
Найти сумму длин сторон прямоугольника любыми способами.
- Проверка
XII. Итог урока. Оценки. Поощрения (образно: не ударил лицом в грязь!)
Д/з: № 1, 3, с. 82.