Задачи:
1. Формировать умение писать безударные гласные в двусложных словах; познакомить детей со словами, в которых пишутся удвоенные согласные буквы; формировать навык правописания слов с двойными согласными.
2. Развивать умение сопоставлять слова друг с другом, объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее; развивать умение оценивать свою деятельность.
3. Воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: карточки со словами с безударной гласной, карточки для игры “Выбери правильный ответ”, сигнальные карточки, карточки для работы в группах, фишки, таблицы для самопроверки, карточки для индивидуальной работы; табличка с критериями для самооценки; сигналы с числами для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске табличка: Как знаю? Как понял? Как работал?
Начинаем урок русского языка. Сегодня на уроке мы познакомимся с правописанием новых слов. Что это за слова, вы узнаете немного позже. А сейчас настройтесь на работу и помните, что в конце урока, вы должны будете себя оценить по данным критериям.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Орфографическая зарядка.
Урок начинаем как обычно с орфографической зарядки. Для этого выполним устно упражнение “Подбери проверочное слово”. Чтобы выполнить это задание без ошибок, вспомним правило проверки безударных гласных.
Я показываю слово на карточке, а вы хором читаете, как оно написано и называете проверочное.
(Содержание: река, вода, моря, трава, земля, часы, грачи, сорока.)
Итог.
С этой работой вы справились хорошо. Но почему к последнему слову не смогли подобрать проверочное?
2. Словарная работа.
Мы выяснили. Что в одних словах безударную гласную перед написанием надо проверить, а в других - запомнить. Пришло время повторить слова из словаря.
Для этого поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
(Содержание: На карточках - картинки с изображением словарных слов и два кружка -зелёный и красный, на которых записано по букве, одна является правильным ответом.
У детей – сигнальная карточка с красным и зелёным кружком.
Слова: ученик, ребята, дежурный, пенал, учитель, класс, карандаш, тетрадь)
Я показываю карточку, а вы - сигнал с тем цветом, на котором в моей карточке правильный ответ.
Итог.
И с этой работой вы справились. Молодцы. А теперь вспомните все слова, написание которых мы только что повторили. Какое слово можно выделить из общей группы слов? Почему?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Итак, в слове “класс”, мы запоминаем не гласные, а две согласных буквы.
В русском языке много слов, в которых две согласных буквы. Сегодня на уроке вы узнаете, каких согласных букв бывает по две в слове, мы познакомимся с некоторыми словами с удвоенной согласной, будем учиться их писать и постараемся к концу урока запомнить как можно больше таких слов.
А как вы думаете, зачем нам надо знать в каких словах есть две одинаковые согласные буквы?
2. Ознакомление со словами с удвоенной согласной.
Сейчас мы посмотрим, в каких словах пишется две согласные буквы. Для этого мы прочитаем слова, записанные на доске:
Класс, касса, сумма, русский, шоссе, хоккей, теннис, рассказ, троллейбус, суббота, коллекция, грипп, телеграмма, пассажир.
Прочитайте слова самостоятельно.
Какое из слов вам незнакомо? Читаем эти же слова все вместе, хором.
3. Выбор из слов удвоенных согласных букв.
Сейчас мы должны определить, какие согласные бывают удвоенными и записать их на доске. Для этого мы вновь обратимся к нашим словам на доске. Работать будете в паре. Просмотрите слова и назовите друг другу по очереди, какие двойные согласные встретились.
Теперь назовите эти согласные мне, а я их запишу на доску.
Мы с вами потрудились и на доске появились буквы-близнецы: сс , нн, пп, бб . мм, лл, кк
В ваших тетрадях такие же буквы.
4. Минутка чистописания
Сейчас мы должны эти буквы прописать в своих тетрадях. Сначала определим, какие пары букв имеют верхнее соединение? Подчеркните сверху. Какие имеют нижнее соединение? Подчеркните снизу. Какие пишутся с отрывом?
Возьмите карандаш и обведите показы, соблюдая правила соединения. После этого пропишите каждую пару по два раза.
5. Выборочное письмо.
Теперь мы должны записать в тетрадь слова только с такими удвоенными согласными: лл, мм, сс, пп. Для этого вы снова будете работать со словами, которые на доске. Продолжать работу будете в паре. Выберите нужные слова и запишите в каждую группу по два слова. Двойные согласные подчеркните.
Итог.
Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте слова, сверяя их со словами на доске.
Кто выполнил без ошибок?
6. Выполнение упражнения из учебника.
Выполнив следующее задание, вы узнаете ещё несколько слов, в которых пишется две одинаковые согласные буквы. Для этого вы выполните упражнение 265 стр. 78.
(Содержание: Анна, Инна, Римма, Алла, Геннадий, Жанна, Эмма, Нелли.)
Откройте учебник стр.78. Найдите упр.265. Прочитаем слова “по-цепочке”.
Что объединяет эти слова? Что вы знаете о правописании имён? Что общего в этих именах?
Спишите. Подчеркните двойные согласные. (Слабоуспевающие уч-ся работают по карточкам - уменьшен объём содержания: Анна, Римма, Инна, Геннадий).
Итог.
Сверьте написанное с учебником.
Кто списал слова без ошибок? Закройте тетради и назовите слова, которые вы записали.
IY. Закрепление новых знаний.
1. Составление словосочетаний.
А теперь мы составим словосочетания, используя слова с удвоенными согласными. Для этого вам нужно подобрать подходящее по смыслу слово с удвоенным согласным к данным словам на карточках.
(Содержание карточек:
Интересный… срочная… билетная… берёзовая… | Богатая… светлый… младшая… автомобильное… |
Билетная… берёзовая … интересная… светлый…… |
Младшая… автомобильное… настольный… глубокий… |
На доске слова для справок: шоссе, аллея, группа, рассказ, касса, коллекция, класс, теннис, бассейн, телеграмма ).
Работать будете в группах. Каждая группа получает карточку. Читаете слово из карточки, подбираете пару из слов для справок. Каждый в группе проговаривает, как запишет это слово. Все записывают. Начинаете работать со следующим словом и т.д. до конца. Удвоенные согласные подчеркните, чтобы легче было проверять.
Итог.
Прежде чем услышать ваши полученные словосочетания, проверьте правильность написания слов. Для этого передвиньте тетради по кругу, сверьте написанное с образцом.
А сейчас прочитайте полученные словосочетания.
2. Составление предложений.
Используя составленные словосочетания, составим предложения. Для этого вспомним, что такое предложение? Какое правило записи предложения вы знаете?
Продолжаете работу в группах. Пользуясь составленными словосочетаниями. Составьте одно предложение. Запишите в свою тетрадь.
Итог.
Каждая группа читает своё предложение.
3. Дидактическая игра.
Сейчас мы проверим, запомнили вы или нет, в каких словах пишутся удвоенные согласные. Для этого поиграем в игру “Да-нет”, помогать вам будут фишки.
Я читаю слово, если в нём есть удвоенная согласная – кладёте фишку “круг”, если нет, кладёте “квадрат”.
Содержание: касса, сумма, коллекция, аквариум, теннис, атлас, группа. (У детей фишки разной формы).
Итог.
Сверьте свою полученную цепочку с образцом: О О О О О
Оцените себя. Встаньте у кого так же. Молодцы!
Y. Домашнее задание.
Найти в книге дополнительного чтения несколько слов с двойными согласными (3-5) и нарисовать картинки, слова написать под картинкой.
YI. Итог урока.
О каких словах вы сегодня узнали? Назовите слова которые вы запомнили.
Сейчас возьмите сигналы с числами и покажите: Как знаю? Как понял? Как работал?
На этом урок закончен. Вы все работали дружно, поэтому мы смогли запомнить много слов и выполнить все задания правильно.