Программа нравственного воспитания учащихся

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".

(Свадковский И.Ф.)

Пояснительная записка

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.     

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги и нравственные беседы.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Задачи:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Условия реализации программы

Основные направления и содержание деятельности

  • Учебная деятельность

Курсы литературы, истории, основ философии. Изучение классической литературы, знакомство с литературным и философским наследием прошлого.

  • Внеурочная деятельность

1. Уроки нравственности

2. Нравственные беседы и этические диалоги

3. Практические занятия

Программа предназначена для учащихся 9-11 классов и рассчитана на три года, 30 часов (1 час в месяц).

Содержание курса и методика усложняются от класса к классу. Программа вариативна, изменчива, может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, формам занятий) в зависимости от задач воспитания, специфики классного коллектива, особенностей учащихся, характера окружающей воспитательной среды, от личности педагога. Для отслеживания результатов занятий по нравственному воспитанию каждая из трёх частей курса заканчивается диагностикой нравственных ценностей учащихся с использованием различных методик (тест “Мои ценности”, метод недописанного предложения, “свиток” )

Основные типы занятий: беседа, диспут, практикум, просмотр и обсуждение фильма, презентация.

Ученики могут вести специальную тетрадь, в которой фиксируется тема занятия, выполняются творческие задания. Так как многие записи могут носить личный характер, учитель может читать записи только с позволения ученика.

9 класс

№ п/п Тема занятия Формы взаимодействия. Содержание Количество

часов

1. “Человек – великолепно, это звучит гордо!” (А.М.Горький) Вводное занятие.

Характеристика человека на примере литературных произведений, дневников и писем великих людей, афоризмов и т.д.

1
2. “Человек среди людей” Просмотр и обсуждение д/ф “Равиль Гайнутдин. Терпимость” (из серии “Уроки нравственности”). 1
3. “Человек и его мораль” Знакомство с основными моральными категориями: нравственность, мораль, этика, добро, зло, милосердие, гуманность. 1
4. Золотое правило нравственности Знакомство с четырьмя основными правилами нравственного воспитания. 1
5. “Человек – сам себе враг?” Беседа о человеческих пороках, о категориях добра и зла, о безнравственном и противоправном поведении людей, о роли самого человека в их предотвращении. 1
6. “Сам себя воспитать должен” Знакомство с методами самовоспитания и самообразования.

Просмотр и обсуждение д/ф “Сергей Безруков. Искренность” (из серии “Уроки нравственности”).

1
7. “Нет уз святее товарищества” Практикум

Выработка “кодекса товарищества”

1
8. “Человек создан для счастья…” Написание мини-сочинений “Мои представления о счастье”, обсуждение спорных вопросов.

Этическое определение счастья

1
9. “По каким правилам мы живём?” Составление нравственного кодекса. 1
10. “Мои духовные ценности” Диагностика духовных ценностей учащихся. 1

10 класс

№ п/п Тема занятия Формы взаимодействия. Содержание Количество

часов

1. “Что такое культурный человек?” Культура внешняя и внутренняя. Потребность быть культурным человеком и как им стать. 1
2. “Что такое интеллигентность?” Просмотр и обсуждение д/ф “Иосиф Кобзон. Порядочность”. (из серии “Уроки нравственности”). 1
3. “Внешний облик – внутренний мир”. Диспут 1
4. “Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям”. Просмотр и обсуждение д/ф “Лео Бокерия. Сострадание”.

(из серии “Уроки нравственности”).

1
5. “Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. Просмотр и обсуждение д/ф “Виктор Розов. Совестливость” (из серии “Уроки нравственности”). 1
6. “Проблема добра и зла” Философский стол. Проблема добра и зла в русской литературе. 1
7. “Десять Заповедей – основа нравственности человечества”. Обсуждение заповедей из Библии. История появления Заповедей. 1
8. Нравственные основы коммуникации Занятие с психологом.

Этико-психологический тренинг.

1
9. Выход из сложных жизненных ситуаций Нравственный выбор и моральная оценка. 1
10. “Мои духовные ценности” Диагностика духовных ценностей учащихся. 1

11 класс

№ п/п Тема занятия Формы взаимодействия. Содержание Количество

часов

1. “Человек и его духовные ценности”. Просмотр и обсуждение д/ф “Алексий II. Милосердность”

(из серии “Уроки нравственности”).

1
2. “В чём смысл жизни?” Дискуссия, основанная на обсуждении представлений учащихся данных различных наук (философии, этики, эстетики и т.д.). Примеры из личного опыта. 1
3. Смысл жизни в русской классической литературе Занятие-презентация по произведениям Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, И.А.Гончарова. 1
4. Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира. Занятие-презентация по мировым религиям и философиям.

Презентацию готовят группы учащихся.

2
5. “Человек и его судьба” Просмотр и обсуждение д/ф “Валентин Варенников. Патриотизм”. (из серии “Уроки нравственности”). 1
6. “Человек и его будущее” Просмотр и обсуждение д/ф “Ирина Роднина. Упорство”. (из серии “Уроки нравственности”). 1
7. Самовоспитание Сила воли, стремление к достижению цели. Цель оправдывает средства? –проблема морального выбора. 1
8. “Как стать счастливым” Дискуссия о критериях счастья.

Счастье отдельного человека и человечества в целом.

1
9. “Мои духовные ценности” Диагностика духовных ценностей учащихся.

Диспут об актуальных духовных ценностях современной молодёжи.

1

Прогнозируемые результаты

Выпускник школы, имеющий верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способный осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающий внутренней потребностью к самосовершенствованию.

Список литературы

  1. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.:ПРО-ПРЕСС, 1998.
  2. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся._М.: Педагогическое общество России, 2002.
  3. Щуркова Н.Е.,Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.
  4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом “Ноосфера”, 1999.
  5. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  7. “Уроки нравственности”.Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005