Актуальность использования приемов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников.

Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:

  1. Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  2. Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
  3. Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
  4. Активизация развития всех сфер личности.
  5. Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
  6. Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
  7. Мониторинг качества урока.
  8. Использования нестандартных форм обучения.

Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы: практический, ситуационный, игровой, соревновательный, познавательную игру, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастики, психорелаксацию.

Что меняется в организации урока в контексте здоровьесбережения? Цели урока, наряду с обучающими, развивающими и воспитательными ориентируются и на валеологические аспекты.

Стиль ведения урока характеризуется поддержкой здорового микроклимата в интеракциях “учитель-ученик”, признанием личности каждого ребенка. Миссия учителя – профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей, для этого необходима валеологизация хода урока и его содержания, увеличение времени на двигательную активность.

Работая в гимназии с углубленным изучением ряда предметов, я сталкиваюсь с проблемой учебных перегрузок учащихся и, как следствие, со снижением работоспособности и учебной мотивации. Содержание обучения регулярно расширяется и усложняется, поэтому ребенок физически и психологически не в состоянии перерабатывать весь объем информации, предлагаемый учителем. Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки, наряду с обязательным курсом, создают условия для полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей. Они являются одним из средств повышения мотивации. Положительный результат приносит также использование валеологических приемов.

В качестве иллюстрации к вышеизложенному, предлагаю методическую разработку итогового занятия в 8 классе по теме “Здоровье”. Урок построен в игровой форме и направлен на закрепление приобретенных учащимися знаний, с использованием здоровьесберегающих упражнений.

Конспект урока по теме “Health is the greatest wealth”

Цели:

  • Формирование коммуникативных навыков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий
  • Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни
  • Повышение познавательного интереса к изучению иностранного языка

Задачи:

  • Систематизация и обобщение лексических единиц по темам “Спорт”, “Еда”, “Здоровье”
  • Отработка употребления модального глагола “Should” и условных конструкций
  • Развитие навыков диалогической речи
  • Подготовка учащихся к монологическому высказыванию
  • Создание психологически благоприятной среды обучения.

Оснащение урока: Аудио- и видеоаппаратура, магнитная доска, карточки с лексическими единицами и речевыми образцами, фотографии спортсменов, мультфильм, кассета с музыкальным сопровождением урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

a) Учитель приветствует учеников (звучит спокойная музыка).

На доске учитель заранее рисует изображения человечков (улыбающийся, серьезный и грустный).

Good morning children! I’m glad to see you! How are you? How do you feel? Do you like the music? What can you say about your spirit? Are you OK now?

Now, Boys and Girls come up to the blackboard and put a tick.

Дети ставят галочки у изображения соответствующего их настроению и состоянию.

(Этот мини-тест можно провести и в конце урока)

b) Сообщение цели и задач урока. Введение в тему.

На доске записан ряд слов:

Car, gold, computer, health, cottage, jewel, job.

Children, what thing is the most important for you?

Yes, you are right. Because “Health is the greatest wealth”

What proverbs about health do you know

Дети называют пословицы на русском языке

Today, we’ll speak about our health and body. Let’s do the task. Combine the proverb! In order to be merry we’ll divide into groups.

Далее все задания дети будут выполнять в группах, в зависимости от количества учеников (4-5 в каждой). Это придает состязательный, живой оттенок уроку, так как с ребенка снимается груз ответственности за ошибку.

Быстрый и правильный ответ оценивается в 1 балл.

2. Речевая разминка. Warming up.

Командам предлагается 3 фотографии с изображением спортсменов (бегуна, велосипедиста, фигуриста).

1) What are they doing?

2) Are they healthy?

3) What can you say about their appearance?

4) Which is the best way to keep fit?

5) Are you go in for sport?

6) What should we do to be such healthy and good-looking persons?

Команды набирают очки за правильные ответы.

3. Let’s listen to the tape and guess:

What games do the people play?

Звучит аудиозапись с футбольного матча, с боксерского ринга, слышен стук мяча о корт, лыжные гонки. Дети угадывают, записывают названия видов спорта. При проверке результатов для усиления эффекта успеха можно подключить видеозапись.

4. Валеологическая пауза. Зарядка.

It’s time to do some useful exercises

Hands up! Hands down! Hand on the hips! Sit down.

a) Turn to the left. Turn to the right. Clap your hands. That’s right. (2-3 раза)

b) Eyes up. Eyes down.

Eyes to the left. Eyes to the right (2-3 раза)

Shut your eyes

Open your eyes widely (2-3 раза)

Look at your right hand

Look at your left hand

Shake your head (2-3 раза)

5. Активизация лексики по теме “Спорт”.

The next task is: choose the right names of British

popular sports to complete the sentences.

1. People in England began to play…as early as 1550. golf
2. …is one of the oldest British sports that existed in Saxon times. cricket
3. …is the sport that began to develop in Scotland. football
4. …was first played in England in 1872, whose first championship was at boxing
Wimbledon.
5. …is a game invented and developed in England which is nowadays played all tennis
over the world.

6. Отработка модального глагола should.

I see that you know much information about sport.

So, let’s remember “Health rules”.

What should we do”to be healthy” and what we shouldn’t.

Раздаются карточки. Дети составляют утвердительные и отрицательные предложения. Используются выражения:

Eat vegetables Drink alcohol
Go to bad late Do morning exercises
Spend more time in the open air Watch TV too much
Get a good night’s rest To smoke

7. Активизация лексики по теме “Еда”.

Children, one of the main things in our life is healthy food.

Look in the word square and find 7 things you can eat and 8 adjectives to describe food.

B A P P E T I Z E R
A E E S B A L U N G
K Y P A O S W E E T
E E P L I T A S T Y
D B E T L E O A C J
S R R Y E L L U H D
E O S K D E I C E E
A W K N K S V E S S
F R I E D S E Z T S
O Q N E M U S C L E
O P U D D I N G X R
D E L I C I O U S T

8. Отработка грамматической структуры условных предложений

Children! If you follow “Health rules” you’ll be good-looking!

The following sentences each contain one word that should not be there. Cross it out.

  1. If you take physical exercise, you should to warm up first.
  2. If you will want to improve your appearance, a brisk walk in the fresh air will certainly help.
  3. It is possible that you will have skin problems if you will cut down on your sleep.
  4. Unless you are not careful, you will hurt yourself.
  5. You may end up sleepless at night unless you don’t get enough exercise during the day.
  6. You should will injure you feet and knees if you don’t exercise on soft ground
  7. You will be able to burn up a lot of fat if you won’t run regularly.
  8. You won’t get fat if you maybe eat chocolate in moderation.

9. Релаксация “Sound effects”.

Данный прием релаксации позволяет оживить учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного упражнения в том, что звуковые эффекты выполняют сами ученики, изображая персонажей или явления. История может быть смешной, грустной. Это снимет усталость и напряжение. На данном уроке я использовала фрагмент из мультфильма “Ну, погоди!”, а дети его озвучивали.

I suggest relaxing. It will be interesting and funny to be actors. Let’s watch and sound!

10. Развитие диалогической речи.

We have relaxed and laughed. And now it’s time to work hardly.

Sometimes we’re ill and we need to go to the hospital. Let’s imagine

the situation. Our task is to complete the dialogue in the right order.

Предлагается работа с диалогом “Medicine advice”. Детям даны фразы, которые необходимо собрать в логической последовательности. Для контроля работы можно предложить русский вариант диалога. Затем группы инсценируют его по ролям.

Good morning doctor! Доброе утро, доктор!
Good morning. Доброе утро.
What’s the trouble? Что вас беспокоит?
I’ve got a splitting headache. У меня раскалывается голова.
I feel sort of feverish. И меня знобит.
Any vomiting? Вас не рвало?
No. Нет.
You’d better get undressed then, and Тогда вам лучше раздеться,
I’ll take a look at you. И я на вас посмотрю.
Does it hurt when I press here? Больно, когда я нажимаю сюда?
No. Нет.
What’s wrong with me, doctor? Что со мною, доктор?
Well, you have all the symptoms of a common cold. Что ж, у вас все синдромы обыкновенной простуды.
You don’t think it’s that mad-cow disease, do you? Вы ведь не думаете, что это “коровье бешенство”, правда?
I’ve read about it in the papers. Я читал о ней в газетах.
No, no… Нет, нет…
No chance of that. Ни малейшей вероятности.
Is my cold contagious? Моя простуда заразна?
I don’t think so. Не думаю.
Dissolve these tablets in a glass of water. Растворите эти таблетки в стакане воды.
Take them as needed, up to four time’s a day. Принимайте при необходимости их до 4 раз в день.

11. Заключение. Подведение итогов. Подсчитываются очки.

Победители получают медали. Необходимо отметить работу всех учеников.

Is it true that “Health is the greatest wealth”?

What tasks of our lesson did you like most of all, and why?

I wish you to be healthy and wealthy! Thanks, Good bye!

Выслушиваются высказывания и впечатления учащихся по теме урока.

12. Домашнее задание (дифференцировать по уровню знаний):

  • Высокий: подготовить монолог на тему “Здоровый образ жизни”.
  • Средний: мини-сочинения 8-10 предложений “Мой любимый вид спорта”.
  • Низкий: составить кроссворд на тему “Здоровье и спорт”.