Школьник XXI века, или Экзамен на гражданина (Правовой урок для обучающихся в 6—8-х классов)

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  1. Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма у обучающихся.
  2. Формирование начальных знаний обучающихся о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

Участники.

В игре участвуют 4 команды обучающихся 6-8 классов. Особенностью данной возрастной категории является то, что в данных классах обществоведческий курс не изучался. Именно этим объясняется относительная “лёгкость” заданий данной игры. Вопросы и задания рассчитаны на “общее развитие” детей, требующие лишь общегражданских знаний, не затрагивающие узкие области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Форма проведения.

Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 5 конкурсов. Каждый конкурс разбит на 3 темы (направления). Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.

Вступительное слово педагога.

10 декабря – международный день прав человека.

Что такое права человека?

Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно как люди.

Права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они - люди. Для каждого человека права человека являются неотъемлемыми.

Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических взглядов, национального или социального происхождения. Поэтому права человека являются всеобщими.

Права человека нельзя отобрать ни по какой причине – они являются неотчуждаемыми.

Чтобы жить достойно, все люди одновременно имеют право на свободу, безопасность, приемлемый уровень жизни – права человека являются неделимыми.

Мы живём в правовом государстве, являемся гражданами своей страны. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.

Сегодня, в игровой форме мы попробуем с вами сдать экзамен на гражданина. Ответим на вопросы, касающиеся символов государства, государственной властью, поговорим о преступлениях и наказаниях, о правах и обязанностях гражданина.

Ход игры

Конкурс “Символы государства”

1. Государственный флаг.

Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги, звёздочек, эмблем. Необходимо из них сложить государственные флаги:

а) России;

б) США;

в) Содружества Независимых государств;

г) Организации Объединённых Наций.

Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильно сложенный флаг команда получает по 1 баллу.

2. Государственный гимн.

Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех куплетов Государственного гимна РФ. Необходимо правильно разложить эти строчки так, чтобы получился первый куплет и припев гимна.

Время выполнения – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

3. Государственный герб.

Команды должны по памяти дать полное описание герба России.

Время выполнения – 3 минуты.

(Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна – большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона) - 3 балла.

Конкурс “Государственная власть”

1. Президент России.

Команды выбирают правильный ответ из предложенных.

Президент РФ является:

  • главой государства;
  • главой Правительства РФ;
  • главой парламента РФ;
  • Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Время выполнения – 15 сек. За правильный ответ – 1 балл.

(глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации)

2. Парламент России.

Команды выбирают правильный ответ из предложенных.

Парламент России называется:

  • Совет Федерации;
  • Федеральное Собрание;
  • Государственная Дума;
  • Верховный Совет.

Время выполнения – 15 сек., 1 балл. (Федеральное Собрание)

3. Суды в России.

Команды выбирают правильный ответ из предложенных.

Суды в России:

  • принимают законы;
  • проводят выборы в стране;
  • вершат правосудие в России;
  • являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

Время выполнения – 15 сек., 1 балл (вершат правосудие, являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица).

Конкурс “Преступления и наказания”

1. Уголовное наказание.

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ.

Наказания:

  • лишение свободы;
  • ссылка;
  • высылка;
  • предание публичному позору;
  • штраф;
  • четвертование;
  • избиение плетьми;
  • смертная казнь;
  • бессрочная каторга;
  • конфискация имущества.

Время выполнения- 1 минута, 1 балл за каждый правильный ответ.

(лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества)

2. Возраст.

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.

Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.

Преступления:

  • убийство (с 14 лет);
  • причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);
  • кража (с 14 лет);
  • грабёж (с 14 лет);
  • вымогательство (с 14 лет);
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет);
  • бандитизм (с 16 лет);
  • получение взятки (с 16 лет).

Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 сек. За правильно выполненное задание – 4 балла (по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки)

3. Обстоятельства.

Команды получают карточки: а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); в)освобождает от ответственности (снимает ответственность); г)никак не учитывается.

Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки.

Обстоятельства:

  • совершение преступления в группе (отягчающее);
  • явка с повинной (смягчающее);
  • необходимая оборона (освобождает от ответственности);
  • совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее);
  • наличие заболевания у обвиняемого (никак не учитывается).

Время обсуждения – 10 сек. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурс “Наша Родина”

1. Официальное название.

Команды получают карточки:

  • Россия;
  • Российская республика;
  • Республика Россия;
  • Российская Федерация (РФ);
  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);
  • Содружество Независимых Государств (СНГ).

Задача команд: выбрать ту карточку, на которой написано официальное название нашей страны.

Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

(Россия и Российская Федерация. Правильно только тогда, когда выбраны оба официальных названия страны)

2. Территория.

Каждая команда получает карту России (лист бумаги с контуром границ страны) и карточки с названиями стран: Япония, Великобритания, Германия, Финляндия, Казахстан, Китай, Индия, Монголия, Белоруссия.

Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и наклеить их на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей с нашей страной. Можно усложнить задание, попросив назвать столицы этих стран, имена руководителей.

Время выполнения – 3 минуты, 6 баллов.

(Япония (на востоке), Китай (на юго-востоке), Монголия (на юго-востоке), Казахстан (на юге), Белоруссия (на западе), Финляндия (на северо-западе)).

3. Население.

Каждая команда получает листок с перечнем наций, представители которых проживают в России.

Задача команд: поставить галочки напротив тех наций, которые имеют свою государственность в составе РФ (национальные республики).

Нации:

  • татары;
  • башкиры;
  • якуты;
  • финны;
  • немцы;
  • евреи;
  • чуваши;
  • украинцы;
  • грузины;
  • чеченцы;
  • казахи;
  • азербайджанцы;
  • узбеки;
  • калмыки;
  • турки.

Время – 2 минуты, 1 балл за каждый правильный ответ.

(татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки)

Конкурс “Гражданин России”

1. Гражданство.

Командам необходимо написать на листе бумаги основания приобретения российского гражданства.

Время – 3 минуты, 6 баллов.

(факт рождения от родителей – граждан России, натурализация (приём в российское гражданство на основе просьбы), регистрация (относится к лицам, у которых супруг или прямой родственник по прямой восходящей линии является гражданином России.) – достаточно назвать два признака.

2. Права и свободы гражданина.

Команды получают карточки с заданиями.

Задача команд – вписать права персонажей “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. Пушкина в соответствующие пустые строки.

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _____________________(личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
  • Брак королевича Елисея и царевны был заключён при __________________(свободном и обоюдном согласии).
  • Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на ________(неприкосновенность жилища).

Время выполнения – 3 мин., по 2 балла за каждое правильно выполненное задание.

3. Обязанности гражданина.

Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд: отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции нашей страны.

Обязанности:

  • соблюдать законы;
  • платить налоги;
  • состоять в рядах какой-либо политической партии;
  • быть членом профсоюза;
  • работать на предприятии;
  • защищать Отечество;
  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  • учиться, получать образование.

Время – 2 минуты, по 1 баллу за каждый правильный ответ.

(соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу, бережно относиться к памятникам).