Цели урока.
- Выяснить объективные и субъективные предпосылки формирования политического антидемократического режима в СССР и его характерные черты.
- Развивать умения учащихся работать с документами, а также групповые методы работы.
- Воспитывать у учащихся уважение к правам человека.
Оборудование:
1. Карта СССР в годы первых пятилеток 1928-1940 гг.
2. Комплект документов, разбитых на 3 группы с заданиями. (Рабочая тетрадь по истории России ХХ века. 2-й выпуск. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина)
I группа. Из обращения М. Н. Рютина “Ко всем членам ВКП (б)” июнь 1932 г.
II группа. Из “Открытого письма Сталину” Ф. Раскольникова 17 августа 1939 г.
III группа. Из дневника учителя истории И. И. Шитца 1929 г, из книги Л. Д. Троцкого “Преданная революция”
3. Учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной “История государства и народов России. ХХ век”.
Ход урока
Оргмомент:
Вступление учителя. Ребята, мы продолжаем изучать историю нашего государства в 30-е годы ХХ века. (Беседа учителя с учащимися).
I. Учитель - Вспомните, какие сферы жизни общества существуют?
- Какую сферу жизни общества мы изучали на предыдущем уроке?
- Поразмышляйте над полученными ответами и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ответы 2-х, 3-х учащихся)
Учитель- Да, мы будем изучать политическую сферу и рассмотрим формирование политической системы СССР.
- Запишите тему урока: “Оформление политической системы СССР в 30-е годы ХХ века”.
- Посмотрите записи в тетради по теме “Политические процессы в 20-е годы”, когда мы изучали формы государства в нашей стране.
- Какая форма правления утверждается в России? (Советская республика).
- Какая форма национально-государственного устройства? (Федерация - СССР )
- Используя знания с уроков обществознания по теме “Формы государства”, сформулируйте проблему сегодняшнего урока. (ответы 1-х, 2-х учащихся)
- Правильно, цель нашего урока состоит в том, чтобы выяснить какой политический режим окончательно сформировался в СССР в 30-е годы ХХ века.
- Какие виды политического режима вы знаете? (Демократический, антидемократический).
(По ответам учащиеся делают записи в тетради)
Записи в тетради
Форма правления - Советская республика
Национальное государственное устройство - федерация, СССР.
Политический режим демократический антидемократический
II. Вступление учителя. Мы будем работать с документами: читать их и беседовать по вопросам. Разделимся на группы. (Каждая группа получает свой набор документов и вопросов к ним, по ответам на которые организуется беседа, оформляются записи в тетради. )
I группа - Какая партия утверждается у власти?
- Какие изменения в ней происходят?
Записи в тетради “Политический режим, его характерные черты”.
1. Утверждается диктатура партии большевиков, уничтожается оппозиция внутри партии.
2. ВКП (б): фактически не существует демократического правления, партия стоит над народом.
I, II группы - Какие черты политического режима вы ещё можете указать?
Продолжение записей в тетради.
3. Сращивание государственного и партийного аппарата, усиление бюрократизации.
4. Насаждается единообразие мышления.
5. Массовые репрессии.
III группа - Какова роль Сталина в этом процессе и отношение народа к нему?
Формируется культ вождя, его обожествление.
Учитель: Внимательно прочитайте записи в тетради, обратитесь еще раз к документам и сделайте вывод: “Какой политический режим формируется в СССР в 30-е годы?” (Ответы 1-х, 2-х учащихся)
Запись в тетради.
Вывод. В СССР в 30-е годы ХХ века формируется политический антидемократический режим. Советское государство – тоталитарное государство.
III. Закрепление материала
Учитель - Охарактеризуйте формы государства в СССР в 30-е годы XX века.
Домашнее задание:
1. П. 29, рассказ “Политическая система СССР в 30-е годы XX века”
2. Группа учащихся получает письменное задание по отрывку из книги
Л. Д. Троцкого “Преданная революция”.
Почему Л. Д. Троцкий назвал революцию преданной?