Урок-путешествие "Крупы". Урок технологии, 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания о крупах:
  • Воспитательные: желание вести здоровый образ жизни и рационально питаться:
  • Развивающие: развить умения учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе;
  • Дидактические: развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Типология урока:

  • По основной дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом
  • По основному способу проведения: урок- путешествие
  • Основные этапы урока по ознакомлению с новым материалом.
    • сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности;
    • подготовка к изучению нового материала, через повторение опорных знаний;
    • ознакомление с новым материалом;
    • первичное осмысление полученных данных;
    • постановка задания на дом;
    • подведение итогов урока.

Наглядные пособия.

  • карта мира; гербарии злаков; образцы круп; таблица “Виды круп и их признаки”;
  • таблица “Определение доброкачественности круп”; таблица “Правила хранения круп”;
  • таблица “Количество жидкости для варки каш”; Таблица “Правила варки каш”;
  • таблица “Национальные блюда из круп”; таблица “Почему надо есть каши”.

Ход занятия

Вот и прозвенел звонок. Мы снова встретились с вами. Но сегодня урок у нас необычный, опаздывать нельзя: мы отправляемся в путешествие с героем книги Жюль Верна географом Поганелем. Наш герой теперь ещё и повар.

ЦЕЛЬ нашего кругосветного плавания: найти новые растения, собрать о них данные, узнать какие крупы получаются из них, научиться использовать в кулинарии.

Мы юнги – поганельчики должны помогать нашему другу. Вся флотилия школы остаётся в бухте, а наш корабль “Надежда” отправляется в путь (от автора школа действует как флотилия, класс-корабль)

Участнику экспедиции надлежит вести дневник по строгой форме (см. приложение 2 у каждого на парте). По прибытии в бухту необходимо сдать отчёт.

Кроме формы отчёта, участникам выдаётся задание

ИТАК: документы оформлены, чемоданы собраны, через пять минут из ближайшего порта Владивосток отправляется в кругосветную научно-исследовательскую экспедицию наш корабль “Надежда”. В добрый путь.

Играет музыка “Песни бывалых моряков” (слова М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина). Музыка играет 2-3 мин.

Ближайшая остановка от порта Владивосток – это Япония, а рис одна из самых распространённых культур. Первое знакомство будет с рисом.

(Выступление первой ученицы на фоне восточной музыки).

РИС – самая распространенная крупа. По площадям посева и по валовому сбору зерна рис занимает второе место после пшеницы. Большинство исследователей считают, что именно рис стал первым культурным растением. Интересно, что китайское слово “земледелие” пишется и произносится как “возделывание риса”

Занятная легенда о появлении риса есть у жителей острова Калимантан (выступающая прикрепляет фишку “РИС” к острову Калимантан, находя его на карте). В далёкие времена небо было намного ближе к земле. Боги часто спускались к людям, праведные люди иногда поднимались на небо.

Однажды попал туда храбрый и справедливый юноша, увидел семена риса.

- Что это? – спросил юноша. Его проводили к богу Пуа Ламоа. Бог оказался добрым, угостил гостя варёным рисом. Юноше блюдо очень понравилось. Он хотел взять зёрна на землю, но боги не позволили, сказав, что это пища богов. Юноша ушёл, но несколько забились в его сандалии. С тех пор человек ест вдоволь зёрна риса.

В древней столице Японии – Киото на холме Фунаоко – есть священный камень. Две каменные пестро окрашенные лисицы охраняют его. На его ступенях стоит мисочка с рисом и чашки с солью и водой. Сюда приходят просить божество риса о помощи, повторяя своё желание и обходя вокруг камня, это желание обязательно сбудется.

На острове Сулавеси существует такой обычай: когда рождается ребёнок, ему дают попробовать варёного риса, считая, что вкусив его ребенок уже не захочет расставаться с земным существованием и обязательно будет жить.

В Индии при обряде венчания жрец посыпает жениха и невесту рисовой мукой. Тут же рис приносится богам в жертву. Индия считается родиной риса. Сначала его выращивали используя только муссонные дожди, но позже заметили, что рис лучше растёт на “заливных местах”. Рис называют сыном воды и солнца. В Европу рис привёз Александр Македонский. Сейчас существует около 30 видов риса.

В Японии новобрачным подносят рисовые лепёшки, как символ благополучия, долголетия и изобилия. Готовят из риса и ритуальные блюда:

  • на Новый год в Японии – рисовый торт “Соба” – символизирующий щедрость и процветание; таши-коми соба – длинная новогодняя лапша из рисовой муки;
  • в Англии любят рисовый пудинг;
  • в Болгарии – гювеч -рис с овощами (слоями);
  • в странах Востока и Азии- плов.

(Ученицы заполняют таблицу – отчёт о рисе).

ПРОСО. Вспомните детскую игру:

- А мы просо сеяли-сеяли. Просо в нашей стране одна из важнейших культур, а пшено – ценный продукт питания. По содержанию белка пшено превосходит рис, по жирам уступает только овсянке. Из проса получают муку: “Проса не посеешь – блин не испечёшь”, – говорится в пословице. Родиной проса считают Китай. Уже 5000 лет назад, просо использовали в религиозных ритуалах. До сих пор в церквях пекут просфоры –булочки из муки проса. В течении столетий основным продуктом для африканских народов было просо и сорго. Умение толочь просо в ступке и готовить из него пищу- было основой подготовки девушки к взрослой жизни. При этом в такт толкущего пестика пелись песни. Лепешка из проса – первая твёрдая еда, которую дают младенцу. Сухие стебли проса хороший строительный материал. Стебли используют на корм скоту, обменивают на другие товары. Амбар полный проса – знак богатства и изобилия.

СОЯ. Основу жизнедеятельности человека составляет белок. Белки мы в основном получаем, употребляя животную пищу. Растительные белки более качественные, лучше усваиваются. В зерне сои 35-55 % белка, в пшенице, ржи просе – 10-12 %, жира в сое 25 %. В азиатских странах Востока, Китае, Японии, Индии, Вьетнаме, из сои изготавливают разные блюда, заменяющие продукты животноводства. Ванда Василевская, путешествуя по Китаю, писала: “Мы ели соевый сыр, лапшу, имитации мяса, птицы, рыбы из сои. Соус из сои, острые приправы из сои. Наверное нет такого блюда, которое нельзя было приготовить из сои, и нет блюда, которое благодаря сое не стало бы вкуснее. Из сои получают кофе. Не молотые зёрна едят в жареном виде”. В Европе сою впервые посеяли в Парижском ботаническом саду в 1779 году. Соя считается основной культурой Амурской области и идет на производство ракетного топлива. Её выращивают на корм скоту.

ГОРОХ на Руси знали с незапамятных времен. Не зря ведь про давние-давние времена говорят: “Это было при царе Горохе”. И уже в “Домострое”, – а он появился в VI веке – приведено много блюд из гороха, среди которых постные пироги, гороховый сыр и лапша Хоть и давно, а пришел к нам горох из заморских стран. Считают, что прородитель культурных сортов гороха родом из Средиземноморья, из Индии, Тибета. В Древнем Китае горох считали символом плодородия и богатства. В Швейцарии археологи нашли в земных слоях горошины, относящиеся к каменному и бронзовому периоду. Издавна ценили горох в Германии, во Франции. Поджаренный со свиным салом горох или гороховую похлёбку с ветчиной подавали на стол королям. А вот сладкий зелёный горошек введен гораздо позже, в XVI веке. Первыми в Европе его стали разводить в Голландии, затем англичане, французы, немцы, а потом уже русские. В горохе множество полезных для человека веществ. Некоторые из них нужны для профилактики малокровия, зоба, атеросклероза и ожирения. Другие способствуют нормированию жирового обмена, третьи помогают выводить из организма ненужные ему жидкости (значит полезны тем у кого болит печень, сердце, почки). Однако пожилым людям не следует есть горох часто. По калорийности горох вполне может поспорить с нежирной говядиной.

КУКУРУЗА –растение не помнящее родства. Нигде нет такого растения, которое можно было считать ее родичем. Многие народы считают, что кукурузу создали боги. Индейская легенда рассказывает, что Бог Зари и Бог Сумерек трудились семь дней и ночей и создали кукурузу.

Она – цвета золота, олицетворяющего богатство,

- для сердца боги взяли каплю молока косули,

- для стойкости– позвоночник барсука,

- для силы- каплю крови пумы,

- для духа– перо из боевого украшения воина,

- для вечности –крупицу голубой яшмы,

- добавили коготь ястреба, чтобы их творение облетело весь мир. Вложили всё это в змеиную шкуру, обновляющуюся каждый год и закопали в землю. Инки, ацтеки и майя, живущие в Латинской Америке обожествляли кукурузу, а в день посева и уборки пели гимны. Крупа из кукурузы называется маисом. Жители средиземноморья (Болгария, Венгрия) из кукурузной муки готовят мамалыгу. Нам же кукуруза известна как целые отварные початки, как попкорн “взорвавшиеся” зёрна сахарной кукурузы или хлопья.

ОВЁС. Все знают, что овсяная каша полезна и детям, и взрослым, но редко кто её любит. Кроме овсяной крупы, из которой хозяйки готовят каши, блины, кисели, из овса можно получать толокно (размоченное, раздавленное и размолотое овсяное зерно), геркулес (овсяные хлопья) овсяное печенье. Особо хочется отметить толокно. Делали его в северных странах так: мешок овса замачивали в реке или озере на сутки, затем томили в русской печке пока не набухнет и приобретёт приятный запах, зарумянивали, а потом в ручную толкли в ступке, отсюда и название ТОЛОКНО. Родиной овса считают Данию. На Руси письменные документы X века свидетельствуют об использовании овса.

Для овса нет плохой земли. Овёс сквозь лапоть прорастёт. Дающий силу Геркулеса.

Особо хочется рассказать об англичанах всегда следящих за своим здоровьем. Традиционный завтрак их состоит из овсяной каши с молоком, чай с молоком, поджаренный тост и джем. Про эту особенность англичан слагают различные прибаутки.

ПШЕНИЦА занимает наибольшую площадь посевов. Основную часть зерна перема- лывают на муку, выпекают хлеб. Из другой части – делают крупы: полбу, пшеничную, манную. Родиной пшеницы считают Междуречье Тигра и Ефрата. Существует легенда: Аппунаки – боги земли- питались травой и кореньями. Боги задумали улучшить их жизнь и слепили из глины юношу пастуха Лахара и его сестру Ашнан – богиню зерна. Лахар пас коз, Ашнар возделывала зерно. Спорилось дело в руках у Ашнар, Лахар стал завидовать сестре. Они поссорились. Лахар говорил: “Без меня великие боги не имели бы молока и тёплых одежд!” Ашнар возражала: “Что делали бы боги без хлеба и вина?” Собрался великий суд богов и вынес своё решение: “Только хлебом можно насытиться, ибо оно укрепляет тело, а вино веселит сердце. Хлеб и вино важнее, чем молоко и шерсть”.

“Сказка ложь, да в ней намёк…” Пушкинский балда нанялся работать за горшок полбы. Маленьких детей начинают кормить манной кашей, потому что она очень хорошо усваивается организмом.

ЯЧМЕНЬ. По географии распространения на земном шаре, ячмень не имеет себе равных. Он успевает вызревать даже за полярным кругом. По своей питательности он превосходит пшеницу, овес и рожь. В его зерне содержится много крахмала и белка, причем очень ценного.

Родиной ячменя бесспорно считают Сирию, Ирак, Иран и другие страны. В Европу ячмень пришёл из Греции. В Америку его завезли европейцы только после её открытия.

В Древней Греции ячмень служил и как знак отличия. Например – наградой на празднике в честь богини Диметры, была мера ячменного зерна и венок из его колосьев.

В России процесс возделывания ячменя являлся религиозным ритуалом. Много ли можно получить из ячменного зёрнышка? А это как посмотреть. Садили ячмень на Прокопия, зацвёл можжевельник самое время ячмень сеять.

– Уж я пашеньку пашу,

Сам на солнышко гляжу…

18 августа – житник, начало уборки ячменя: “Ох и слава Богу, что жито пожали и в копны поклали !” Часть колосьев “бороду” в землю закопали: вернули земле-матушке силу на рост потраченную. Ячмень житом зовется, значит: жить, жизнь. Был ячмень символом домовитости, семейного очага. На свадьбах невесту осыпали зерном ячменя.

Из ячменного зерна получают ячневую и перловую крупу. Перловку называют “мужицкий рисом”, а ячневую крупу вообще плохо знают, а ведь это любимые каши Петра Первого: “Это родная, не итальянская пища!”

ГРЕЧКА. С давних времен в России гречневая “черная” каша считалась исконно русским блюдом, нашей национальной культурой. Русский агроном А. Н. Энгельгардт так пишет: “Гороховый суп или гороховый кисель с охотки едят, как лакомство, но его нельзя есть ежедневно, он скоро надоедает. Между тем гречневая каша не надоедает никогда. Из всех круп она выделяется своей питательностью, большим содержанием железа, калия, фосфора, меди, цинка”. Все исследования сходятся на то, что Родина гречки – Индия. Из Индии она проникла в Китай и оттуда на Дальний Восток. Существовала версия, что гречиху в Россию завезли татары в XIII веке, но это не нашло географического подтверждения. О популярности гречихи говорит большое количество пословиц, поговорок, обрядов, примет:

  • гречневая каша-матушка наша, хлеб ржаной отец родной;
  • гречневая каша сама себя хвалит;
  • не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша в печи стоит.

В деревнях был обычай: на Васильев день (14 января) варить гречневую кашу, это содействовало лучшему урожаю. Обязательно отмечали день Акулины-гречишницы (26 июня), когда начинали сеять гречиху. Гречиха прекрасный медонос, а гречишный мед наряду с липовым считается самым душистым и целебным. Из гречихи получают гречневую крупу, дроблёные крупы: ядрицу, сечку и продел. Из этой крупы можно приготовить вкусные блюда, многие из которых забыты. В. А. Гиляровский в книге “Москва и москвичи” писал: “На мостовой, перед охотным рядом, ходили пирожники, блинники, квасники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. ” (Гречневики- это маленькие пирожные из гречневой каши с яйцом).

Известна была нашим предкам и лемешка – блюдо из гречневой муки, заваренной в кипятке, с добавлением сала (шкварок). горячую массу клали в черепки (от слова “черепок” – миска)и запекали: дома – в печи, в походе в костре. Со временем лемешка переросла в пудинг, крупеники, запеканки.

ИТАК, наконец-то мы вернулись домой. Наш корабль встречал шторма и ураганы, попутные ветра и штиль… И вот вахтенный крикнул: “Земля! Родная земля!” После отдыха, встречи с друзьями, каждый ученый подводит итог увиденного и услышанного.

- Ученые – Поганельчики, сколько новых культур вы узнали ?

- Сколько круп изучили?

Мы с вами познакомились с диковинными кушаньями, услышали про экзотические блюда, но основой питания русского человека является “щи да каша – пища наша”. Мы с Вами прежде всего должны научиться готовить простую кашу. Простую? …. Мне кажется это не совсем правильно.

Трудно найти другое блюдо в русской кухне, которое так часто упоминалось в сказках, былинах, пословицах. Каша непременный атрибут пиров, символ богатства и благополучия, да и свадебный пир в Древней Руси называли кашей. Её варили в доме отца невесты, но если его род по происхождению и положению был ниже, чем род жениха, то кашу готовили у жениха, причем самые знатные и почетные гости.

Арабский путешественник Ибн-Фатлан рассказывает, что наши предки, заключая мирный договор, тоже варили кашу и вместе с бывшими врагами ели в знак союза и дружбы. Отсюда и выражение: “С ним каши не сваришь”.

Кашу любили цари и простые люди. Встречалась она в меню Ивана Грозного, любимыми были ячневые каши у Петра Первого. Известна русская каша даже в Париже. Эта знаменитая гурьевская каша создана министром финансов России графом Д. Гурьевым в честь победы над Наполеоном. Однажды графа пригласили в гости отобедать. На “заедки” (десерт) была подана прекрасно оформленная и очень вкусная каша. Граф позвал повара, расцеловал его. Позже он выкупил кулинара Захара Кузьмина с его семьёй и дал им вольную. Кого только не потчевал граф этой кашей, после победы над Наполеоном о гурьевской каше узнал и Париж.

Каша заслуживает особого уважения. Вот и мы будем очень аккуратны и внимательны при сортировке риса, гречки или пшена. Это ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА. Некоторые крупы замачивают (перловку, горох), некоторые поджаривают (гречку, геркулес), чтобы получилась душистая и рассыпчатая. Основным видом ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ является варка. Известно три вида каш: рассыпчатая, вязкая, жидкая. Каждому виду соответствует своё количество жидкости (см. учебник). На основе каш можно приготовить запеканки, крупеники (запеканки с творогом), пудинги (более пышные, чем запеканки, из-за взбитых с сахаром яичных белков). Хороши рисовые пудинги.

Приготовление каш, пудингов, запеканок – большое искусство. В давние времена этим занимался специальный человек – кашевар – и посуда у него была специальная. Это были две кастрюли, входящие одна в другую. Готовую кашу подают в глиняном горшке. На нем должна быть нарисовано волнистая полоса, символизирующая бесконечность жизни.

Сейчас каши варят в кастрюлях с толстым дном, подают тарелках с кусочком масла.

Как много блюд можно приготовить из обычного зёрнышка Вам наверно интересно самим их приготовить? На следующем уроке мы научимся готовить блюда из круп. Я думаю вы не будете разочарованы.

Задание каждому выступающему

  1. Приготовить выступление по зерновой культуре, отразив историю, традиции, способы приготовления блюд из круп, обрядовое значение блюд из круп.
  2. Каждому изготовить по пять фишек с четкой надписью крупы, а при рассказе закреплять иголочками на карте в тех странах, где распространены данные зерновые культуры.
  3. По ходу выступления раздавать гербарии растений и образцы круп.
  4. Продумать художественное оформление, музыку, костюмы.