На тихой родине моей
Немало мест, что сердцу милы.
Но лишь одно меня манило
От юных лет до наших дней.
Юный путешественник!
Именно тебе предназначена эта книга, она проводит тебя в удивительный мир природы Крутихинского района!
Мы живем на земле, воспетой поэтами и писателями, учеными и путешественниками. Изучение нашего района продолжается и сегодня: его исследуют твои сверстники – туристы-краеведы.
Удивительна наша земля и по своему географическому положению, и по уникальным особенностям природы, и по характеру людей ее населяющих. Одержимость, мужество, активность, упорство и настойчивость в преодолении трудностей помогали и помогают осваивать им этот суровый, но богатый и прекраснейший уголок земли русской. Наша задача – познакомиться с этими богатствами и научиться правильно их использовать, сохранив для будущих поколений.
Мы отправляемся в большое путешествие по нашему району в его прошлое, настоящее и будущее.
Воспользуемся опытом знаменитых путешественников: перед экспедициями они изучали литературу, географические карты, готовили снаряжение, разрабатывали маршрут, тренировались. В свой рюкзак мы положим учебное пособие “География Крутихинского района”, рабочую тетрадь “Дневник краеведа” и атлас “Люби и знай свой край”.
Для сверки маршрута движения с картой запланированы остановки в пути – это разнообразные задания, которые нужно выполнить. Будут у нас и привалы для отдыха и чтения стихов и рассказов, будут и вечера у костра, во время которых появятся записи в “Дневнике краеведа”. Географы издавна придерживаются правила: “Что наблюдаешь – записывай”.
Приготовления к походу закончены, маршрут выбран, снаряжение готово. Отправляемся в путь!
Приятных тебе встреч и удивительных открытий, дорогой путешественник!
Введение
Без малой родины нет родины большой.
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснешься
И в жаркий день у родника напьешься.Мой край родной! Я с родником
И с каждым ключиком знаком.
“Родник” и “Родина” - созвучны.
Близки как братья, благозвучны,
Без них и жизнь свою не мыслю,
Без них – я дерево без листьев. (Н.Смирнов)
Родной моему сердцу уголок села.
Географическое положение, территория, границы
- Подпиши на контурной карте Крутихинского
района:
- названия всех населенных пунктов;
- географические координаты своего села;
- территории, с которыми граничит Крутихинский район.
- Определи по карте наибольшую протяженность Крутихинского района с севера на юг и с запада на восток.
- Определи крайние точки Крутихинского района, подпиши их географические координаты.
- Как особенности природы и истории Крутихинского района отразились в названиях географических объектов?
Карта-схема Крутихинского района (см. приложение №1)
Из истории изучения природы Крутихинского района
Обозначь на контурной карте Крутихинского района маршруты следований экспедиций, которыми руководили
- Фальк И.П, и Георги И.Г. (1776 г)
- Ядринцев Н.М. (1878 г)
- Никольский А.М. (1882 г)
- Выдрин И.П. (1894 г)
Обозначь территории, которые исследовали
- Танфильев Г.И. (1899 г)
- Чичагов П. (1727 г)
Карта-схема Крутихинского района (см. приложение№1)
История развития природы
Здесь миллионы лет назад
Плескалось море и играло.
Моллюсков и морских ежей
Волнами теплыми качало.
- Обозначь зоны сейсмичности Крутихинского района
- Нанеси на контурную карту эпицентр землетрясения 1964 г.
Условные обозначения:
- эпицентр землетрясения
5б 6б 7б
Карта-схема Крутихинского района (см. приложение№1)
Геологическое строение, полезные ископаемые Крутихинского района
С помощью атласа “Люби и знай свой край” закончи
- схему строения земной коры в пределах Крутихинского района;
- схему строения платформенного чехла в пределах Крутихинского района
Рассмотри коллекцию горных пород “Глубинное строение территории Крутихинского района”.
Геологическое строение территории | |
Схема строения земной коры в пределах
Крутихинского района М 1:400000 в 1 см 4 км |
Схема строения платформенного чехла в
пределах Крутихинского района М 1:4000 в 1 см 40 м |
Рельеф |
Максимальная высота Приобского плато в пределах Крутихинского района __________м над уровнем моря.
Назови основные формы рельефа Крутихинского района
Закончи оформление физической карты Крутихинского района.
Шкала высот в метрах:
100 150 200
100 150 200
Карта-схема Крутихинского района (см. приложение№1)
Палеогеография Крутихинского района в каменном веке
Рассмотри внимательно инвентарь архантропов каменного века. Напиши небольшое эссе о жизни людей в ледниковый период.
Палеогеография Крутихинского района в бронзовом веке
Рассмотри внимательно инвентарь людей бронзового века. Подумай, каким способом жители этого периода наносили рисунок на керамических изделиях. Попробуйте воспроизвести свои предположения на кусках свежей глины.
Палеогеография Крутихинского района в железном веке
Изучи внимательно материал учебника, рассмотри археологические находки этого периода времени и определи, как природные условия влияли на жизнь людей в железном веке.
Нанеси на карту основные археологические памятники Крутихинского района.
Карта-схема Крутихинского района (см. приложение№1)
Времена года. Осень. Зима.
Климат Крутихинского района ____________________________.
Перечисли осенние месяцы:
Дай образное описание осени текущего года.
Назови зимние месяцы:
Построй график хода температур воздуха в январе 2005 года.
Построй розу ветров для Крутихинского района.
с | с-в | в | ю-в | ю | ю-з | з | с-з |
84 | 38 | 6 | 2 | 2 | 149 | 62 | 23 |
Масштаб в 1 см 3 дня.
Времена года. Весна. Осень.
Объясни причины дождливого и засушливого лета в Крутихинском районе.
Почему атмосферные осадки выпадают в районе неравномерно?
Какое время года ты любишь больше всего? Вырази свои чувства стихами.
Построй график хода температур воздуха в июле 2005 года.
Объясни характер происходящих изменений.
Климат
Назови основные климатообразующие факторы природы Крутихинского района:
Какие типы воздушных масс принимают участие в формировании климата Крутихинского района?
Расспроси у родных и близких о народных приметах. Поделись полученными знаниями с одноклассниками.
График годового хода температур воздуха в 2005 году
Поверхностные воды
Многолико влияние воды на природу. Для рельефа вода – скульптор, для климата – смягчающий фактор, для почв, растений и животных – источник увлажнения и пития.
Составь гидрографическую карту Крутихинского района.
Опиши озеро или речку своей местности. Как этот водоем влияет на природу и хозяйство? Какие нужно принять меры по сохранению чистоты этого водоема?
Карта – схема Крутихинского района (см. приложение№1)
Почвы. Растительность.
Перечисли основные типы почв Крутихинского района, укажи основной тип растительности:
Выпиши и запомни растения, занесенные в Красную книгу!
Почему эти растения необходимо охранять?
Выполни кроссворд!
“Растения Крутихинского района”
Животный мир Крутихинского района
Какие конкретные меры по охране животного мира в Крутихинском районе ты можешь осуществить лично:
Сделай кормушку для подкармливания птиц зимой!
Кроссворд о животных
“Они занесены в Красную книгу”
Почему на территории Крутихинского района так много редких животных?
Природные комплексы Крутихинского района
Компоненты природы | рельеф климат почвы растительность животные |
Сочетание компонентов природы на определенной территории называют ________________________________________ .
Приведи примеры природных комплексов окрестностей твоего села.
На основании собственных наблюдений и данных учебника составь описание одного из природных комплексов.
Экология Крутихинского района
Законы Барри Коммонера
“Природа знает лучше”
“Все куда-то девается”
“Ничего не дается даром”
“Все связано со всем”
Не только помни эти Законы, но и руководствуйся ими в повседневной жизни.
Как ты понимаешь высказывание известного русского писателя Даниила Гранина: “Природа воспитывает человека”?
Нанеси на контурную карту Крутихинского района экологически опасные объекты.
Приведи примеры правильного и неправильного отношения человека к природе в твоей местности.
Карта-схема Крутихинского района (см. приложение №1)
Охрана природы в Крутихинском районе
Нанеси на карту Крутихинского района границы Алеусского заказника, защитные зоны вокруг населенных пунктов, водоохранные зоны водоемов, особо охраняемые природные объекты.
Почему мы должны охранять природу?
Карта-схема Крутихинского района (см. приложение №1)
“Особо охраняемые природные территории”
Природные условия жизни и деятельности населения
С помощью карт атласа покажи многообразие природных условий для жизни населения в Крутихинском районе.
Как можно использовать полученные знания в повседневной жизни?
“Степень комфортности природных условий для жизни населения Крутихинского района” ((см. приложение №1)
“Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”
Л.Н.Толстой
Дневник фенологических наблюдений за ___________год.
Климат – умеренно-континентальный
Природная зона – лесостепь Сибири
Край Алтайский
Район Крутихинский
Село ______________________________
Географические координаты
________с.ш._________в.д.
Условные обозначения:
Направление ветра: |
|
- ясно | - западный |
- облачно | - северо-западный |
- пасмурно | - северный |
- дождь | - северо-восточный |
- снег | - восточный |
- туман | - юго-восточный |
- иней | - южный |
- роса | - юго-западный |
- гроза |
Скорость ветра:
короткий штрих - 1 балл
длинный штрих - 2 балла
Месяц___________год_______
Дата | Облачность | Направление и скорость ветра | Атмосферное давление | Температура воздуха средняя | Температура воздуха максимальная | Осадки | Фенологические наблюдения |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 | |||||||
26 | |||||||
27 | |||||||
28 | |||||||
29 | |||||||
30 | |||||||
31 |
ИТОГИ: