Урок вдвоём, или Как обучать грамоте с опорой на артикуляцию

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Научить детей читать – задача не из легких. Все учащиеся проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Вот именно в это время и нужна ребенку помощь, необходима профилактическая работа по предупреждению ошибок чтения.

В этой ситуации совершенно необходима согласованная работа учителей-логопедов и учителей начальных классов, поиск путей их совместной деятельности по преодолению у учащихся трудностей формирования процесса чтения, а также разработка и применение новых оригинальных методик преподавания.

Как известно на формирование процесса чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле зрения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, чёткость печати), развитость антиципации (способность предвидеть следующую часть слова или последующее чтение). Однако не следует забывать, что быстроту темпа чтения обеспечивает, прежде всего, развитость речедвигательного аппарата и его возможности.

Из этого следует, что одним из главных условий для успешного обучения чтению является умение ребенка управлять своими органами речи. Проговаривание вслух того, что читает ребенок, позволяет ему составить представление о фонематическом (звуковом) составе слова, избежать искажения его слоговой структуры. В группу риска входят дети с нарушением звукопроизношения, а также не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Если у ребенка не сформированы тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, то из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от этой скорости зависит четкость произнесения звуков. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении.

Работа над совершенствованием артикуляционной моторики, развитием фонематического слуха систематически проводится на логопедических занятиях. Однако количество речевых групп оказывается не в состоянии помочь всем нуждающимся детям, а для успешного овладения процессом чтения необходима ежедневная тренировка подвижности артикуляционного аппарата и не только у учащихся-логопатов.

В связи с этим были определены направления совместной работы учителя начальных классов и учителя-логопеда, учитывающие как накопленный опыт, так и новые тенденции развивающего обучения (Программа по обучению грамоте автора Н. М. Бетеньковой, входящей в УМК “Гармония”). Наиболее подходящей формой коррекционно-развивающего обучения нам представляются совместные уроки, направленные на решение основной задачи:

развитие до необходимого уровня процессов, обеспечивающих успешное обучение грамоте (фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз – рука и др. ). Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов осуществляется поэтапно:

I. Этап – ориентировочный (май). Определение уровня речевого развития каждого будущего первоклассника; выявление детей с речевыми нарушениями;

В качестве методов исследования была использована тестовая методика развития устной речи Фотековой Т. А.

II. Этап – диагностический (1 – 5 сентября) Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

В качестве методов исследования были использованы:

  1. Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД) Корнева А. Н.
  2. Методика диагностики развития речевой моторики и состояния артикуляционного аппарата младших школьников

III. Этап - коррекционно - обучающий (сентябрь – май). Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе; обучение учащихся чтению и письму.

IV. Этап – оценочный (декабрь – промежуточный, май – итоговый). Проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы; определение перспективы дальнейшей деятельности.

Программа курса на I полугодие включает 16 совместных уроков, которые проводятся 1 раз в неделю. Они спланированы по 2 блокам: звуковой и буквенный, на основе технологии гарантированного обучения /автор: Монахов М. И. / и технологии полного усвоения /авторы: Д. Кэрролл, Б. Блум/.

Одна из отличительных особенностей наших совместных уроков – опора на чувственное познание звука, т. е. фиксация внимания учащихся на положении артикуляторного аппарата во время произнесения каждого звука, отработка осознанных способов действий учащихся при определении характера звуков.

Важно сформировать “физиологический образ” звука, который складывается из представления о том, как “ работают” во время произношения звука те или иные органы: губы, зубы, язык. В этом помогает данный алгоритм:

Губы

Зубы

Язык

Голосовые связки

Для составления звуковых схем используются артикуляционно-обоснованные знаки:

- гласный звук /рот открыт, преграды во рту нет/

- твердый согласный звук /во рту есть преграда, но только одна/

-мягкий согласный звук /во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъемом спинки языка к нёбу/

- согласный твердый , звонкий /во рту одна преграда, только включается голос/

- согласный мягкий звонкий /во рту две преграды и включается голос/

Как донести это до ребенка покажем на некоторых фрагментах уроков. (Приложение 1) Для того, что бы организовать работу по улучшению качества речевой моторики учащихся мы воспользовались простым, но эффективным средством совершенствования силы, точности и координации речевых движений – артикуляционной гимнастикой, которая была включена в уроки и занимала ежедневно 3–5 минут в начале каждого урока обучения грамоте в игровой форме. По мере прохождения материала комплексы артикуляционной гимнастики меняются, обычно каждый комплекс мы использовали в течение недели. Все упражнения выполняются ритмично, под счет. Каждое позиционное движение органов артикуляции отрабатывается четко, без усилий, с контролем перед зеркалом. В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и формируется умение ощущать положение артикуляционных органов, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков. (Приложение 2)

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата в ежедневные уроки включали работу со скороговорками.  Тренинг артикуляции начинается с такого вида скороговорки как чистоговорка (самый простой вид скороговорки). Далее чистоговорка переходит в разряд скороговорки, затем следует, так называемая, трудноговорка. Важно не быстро произносить, а внятно, четко артикулируя.

Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но, артикулируя, затем переходить на шёпот и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения. На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные. Работа со скороговоркой направлена на отработку чистоты звука, а затем интонации с помощью заданий творческого характера: "Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь, передать свое отношение к содержанию воспроизводимого текста". Нами использовались занимательные упражнения на изменения в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы. Работа со скороговорками как средство развития артикуляционного аппарата решает и дополнительные задачи: отработка деления слов на слоги, формирование чувства ритма путем совместного проговаривания, отхлопывания, отстукивания, марширования и т. д. Исходя из этого, скороговорки иногда используем на этапе физминутки.

Все уроки направлены на развитие артикуляционного аппарата (формирование навыков чтения), на знание и применение артикуляционных особенностей звуков (формирование безошибочного письма).

Сами уроки различны по типам: открытие новых знаний, применение знаний, контроль знаний.

Уроки применения знаний включают несколько этапов.

  • Организационный момент: начинается с массажа биологически активных зон. Познакомившись с темой урока, учащиеся ставят задачи.
  • Речевая разминка: целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики, затем - проговаривание скороговорки с различными заданиями.
  • Актуализация знаний предусматривает использование разных приемов и методов: поисковых, эвристических и др.

Удачно на совместных уроках применение проблемных ситуаций. Педагоги предлагают каждый свою версию, а учащиеся ищут истину, применяя знания артикуляционных особенностей звуков и сопутствующих приемов.

На данном этапе эффективно используются дидактические игры, направленные на развитие всех сторон речи, занимательные, необычные упражнения. Это дает положительные эмоции, что очень важно для первоклассников, пробуждает интерес к процессу чтения, снимает эмоциональное напряжение и тревожность.

  • Частым этапом на уроках бывает проверка знаний. Очень важно знать уровень сформированности изученного, чтобы спланировать коррекцию знаний.
  • На этапе подведения итогов используются приемы рефлексии.

По результатам работы необходимо отслеживать усвоение учащимися пройденного материала, используя как текущий, так и тематический контроль.

Текущий контроль - это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления учения и навыка. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала. Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. Составленные задания могут служить не только для контроля, но и для самоконтроля, для работы над ошибками, для отработки навыков.

Задания оформляются на карточках, которые могут использоваться неоднократно. (Приложение 3)

Как известно, контрольные работы в 1 классе не оцениваются. Как же быть? Ученику дается лист, где по каждому направлению предлагается 3 задания. Оценивая работу, следует руководствоваться количеством правильно выполненных заданий, а именно: за каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Так, например из 9 баллов один ученик может набрать 7 баллов, другой 5 и т. д. Результаты необходимо занести в сводную таблицу, где будет видно над каким вопросом нужно еще поработать как со всем классом, так и с отдельными учениками.

Мониторинг по 1 блоку.

  Дифференциация звуков Деление слов на слоги Постановка ударения Общий балл
ФИ уч-ся 1з. 2з. 3з. 1з. 2з. 3з. 1з. 2з.  
1                
               
Общий балл                

Мониторинг по 2 блоку.

  Способ чтения Правильность чтения Понимание прочитанного Общий балл
ФИ учащихся 1 2 3 1 2 3 4 1. 2  
1                
               
Общий балл                

Способ чтения:

1. по буквам – 1 б.

2. по слогам - 2 б.

3. словами – 3 б.

Правильность чтения. Допускает ошибки:

1. пропуск гласных – -1 б.

2. пропуск согласных – -1 б.

3. замена гласных – -1 б.

4. замена согласных - -1 б.

Понимание прочитанного:

1. слов – 1 б.

2. прдложений – 2 б.

Описанный опыт совместной работы получил такие результаты: 84% учащихся выполнили звуковой анализ слов без ошибок; к концу I полугодия читают 100% учащихся, без ошибок – 65%, допустили по одной ошибки при чтении – 35% учащихся. При том, что стартовая диагностика показала: 47% учащихся предрасположены к дислексии; 36% имеют очень низкий и низкий уровни речевого развития.

Литература.

  1. Бетенькова Н. М. , Фонин Д. С. Основы обучения грамоте по “Азбуке” и “Моим первым тетрадкам”. Методическое пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004.
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - Речь, 2003.
  3. Костромина С. Н. Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М. : Ось -89, 2004.
  4. Логинова О. Б. Система оценивания учебных достижений младших школьников. Рекомендации Министерства образования РФ для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
  5. Федин С. Н. Федина О. В. Как научить ребенка читать. – М. : Айрис-пресс, 2003.
  6. Шиянова Е. Н. Котова И. Б. “Развитие личности в обучении” Учебное пособие для студентов пед. Вузов. – М. : Издательский центр “Академия”. 2000.