Открытый урок окружающего мира по теме "Позвоночные животные. Млекопитающие (звери)"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать представление детей о разнообразии млекопитающих.

Задачи:

1. Познакомить детей с новой группой позвоночных животных, млекопитающими.

2. Развивать умение классифицировать, различать по групповым признакам животных.

3. Расширять кругозор.

4. Совершенствование коммуникативных навыков (умение взаимодействовать в парах)

5. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  1. Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. “Окружающий мир” Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2004.
  2. Слайды с изображением животных;
    1. Предметные карточки с изображением животных;
    2. Стенд с фотографиями животных;
    3. Карта России;
  3. Компьютер для демонстрации слайдов и видеофрагмента;
  4. Кроссворд;
  5. Индивидуальные карточки (таблицы, вопросы к работе с учебником);
  6. Тесты;
  7. Карточки со словами;
  8. Толковый словарь Ожёгова;
  9. Словарь используемых терминов;

1. Оргмомент

Сегодня на уроке вас приключенье ждёт.
К животным в зоопарки урок нас поведёт.
Но только тем, кто любит животных всей планеты,
Покажет и раскроет природа все секреты.
Старательным, внимательным, пытливым и прилежным
Откроется животных мир огромный и чудесный.

2. Актуализация знаний

- Сегодня необычный урок, мы с вами совершим путешествие по зоопаркам России.

- Что такое зоопарк? Да, это место, где содержатся различные животные, куда с большим удовольствием ходят взрослые и дети, чтобы посмотреть на животных. За ними ухаживает человек, т. к. в неволе животные не могут сами добывать себе пищу. В мире имеется более 850 зоопарков. Немало их и в России.

- Кто из вас был в зоопарке, в каком?

- А есть зоопарк в Тамбове?

- Покажите город Тамбов на карте (ребёнок отмечает флажком город на карте)

- Кто был в нашем зоопарке? Что вы знаете о нём? Каких животных вы там видели?

Доклад о тамбовском зоопарке.

Тамбовский зоопарк был открыт в 2005 году 6 сентября. Этот подарок городу и его жителям сделал ТГУ имени Г.Р.Державина.

Первыми жителями зоопарка стали кабаны. Их подарил профессор Алексей Петрович Поздняков. Затем в Москве купили страусов, в Астрахани – верблюдов. Из Пензы, Ростова, Липецка прибыли остальные животные. Красавец – конь из тамбовской конюшни, птицы – из города Рассказово. Сейчас в зоопарке содержится около 300 животных, а к концу года их будет 600!

В зоопарке можно не только смотреть животных, здесь преподаватели и студенты университета проводят серьёзные научные наблюдения и исследования жизни животных. (во время доклада ребёнок демонстрирует фотографии изображением называемых животных)

- Как называется наука, изучающая жизнь животных?

- Мы с вами будем помощниками зоологов, продолжаем исследовать группы животных.

- Вспомним, какие группы животных вы уже знаете?

- Дети подготовили кроссворд: “Какие бывают животные” (на доске)

Разгадывание кроссворда

  • Могут жить и в воде и на земле (земноводные).
  • К какой группе относятся крокодилы, змеи, черепахи? (пресмыкающиеся)
  • Дышат жабрами, тело обтекаемо и покрыто чешуёй (рыбы).
  • Кто отличается от других животных наличием перьев и умением летать? (птицы)

- К какой группе относятся все эти животные? (позвоночные)

- Почему их так называют? (назовите общие признаки позвоночных животных)

3. Введение в тему урока

- Нам предстоит исследовать новую группу позвоночных животных. Эта группа чаще всего встречается в зоопарках. Вы уже догадались о какой группе идёт речь?

- Прочитайте тему урока: “Позвоночные животные. Млекопитающие (звери)”

- Чему вы должны научиться на уроке?

- И ещё раз убедимся, как разнообразен животный мир Земли.

- Продолжаем наше путешествие. Мы с вами были в Тамбовском зоопарке, поговорили о нём. А кто хочет побывать в Московском зоопарке?

- Покажите и отметьте город Москву на карте.

Рассказ учителя

Это один из самых старейших и красивейших зоопарков России. В 2006 году ему исполнится 142 года. Он занимает две больших территории площадью 17 га (карта 2 территорий зоопарка) В зоопарке живет более 750 видов животных, а это составляет приблизительно 6000 различных животных. Работниками зоопарка ведётся научно-исследовательская работа, организуются экскурсии. Есть кружок юных биологов, где занимаются школьники.

Отгадывание загадок, просмотр слайдов

- А кому интересно узнать, какие животные там живут?

Так как их более 750 видов, то мы сможем посмотреть только некоторых из них. Но прежде чем вы увидите слайд, попробуйте догадаться, какое животное на нём будет изображено. Дети подготовили загадки для вас. Если ответ правильный, то он совпадёт с изображением на слайде.

Слайды зверей

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
 
Посмотрите – ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Есть немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу. (Носорог)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Он свирепый зверь, но всё же
Тихим он бывает тоже,
Он бывает тих с тигрицей,
Так как сам ёе боится. (Тигр)

- Вспомните и перечислите животных, которых вы называли. (после ответов детей показ последнего слайда, на последнем изображены все животные)

Общий слайд

- Вы верно отгадали животных т. к. у них разные внешние признаки, разное поведение, разное место жительства, но все они объединены в одну группу: МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

- Почему они так названы?

Словарная работа

- От каких слов произошло слово млекопитающие?

- Да, два корня объединились в одном слове и образовали одно сложное слово.

- Проверим правильность нашего объяснения, прочитав, как дано толкование этого слова в словаре Ожёгова (1 ребёнок читает статью словаря)

- Кто знает, как ещё называют млекопитающих? (ЗВЕРИ)

- А наука, изучающая млекопитающих – ТЕРИОЛОГИЯ.

4. Новая тема

- Мы продолжаем экскурсию, но уже в другом зоопарке. Он находится в городе Липецке. Покажите и отметьте этот город на карте.

Это сравнительно молодой зоопарк, но в нём собраны животные из многих стран мира. Некоторых представителей вы можете увидеть на 74 странице учебника

Работа с учебником

- Рассмотрите рисунок. Назовите, кого вы видите на нём.

- Как вы думаете, что объединяет этих животных? Почему?

- Прочитаем вывод на странице учебника.

- Что нового узнали из текста? (карточка КРУПНЫЕ - МЕЛКИЕ)

Работа в парах

- Прочитайте последний вопрос (Чем они отличаются от других позвоночных животных?)

- Проведите исследование в парах и вместе ответьте на него, кому трудно, воспользуйтесь подсказкой (- Чем покрыто тело? – Сколько пар ног у них? – Имеются зубы? – Какими рождаются детёныши? - Чем выкармливает их мать?)

Слайды

  • тело покрыто шерстью
  • 2 пары ног
  • есть зубы
  • детёныши рождаются живыми
  • детёнышей кормят молоком

- Я согласна с вашими ответами на вопросы, но хочу, чтобы вы ещё раз прочитали вопрос в учебнике.

- Все ли перечисленные вами признаки отличают млекопитающих от остальных позвоночных животных?

- Какие признаки являются отличительными для млекопитающих?

Общий слайд:

  • тело покрыто шерстью
  • детёнышей кормят молоком

- Да, млекопитающие характеризуются тем, что они рождают детёнышей живыми, выкармливают их молоком, у них есть зубы, которые позволяют им питаться как растительной, так и животной пищей, а также их тело покрыто волосяным покровом. У одних млекопитающих он очень короток и редок, как у бегемота, слона, моржа, тюленя и др.

- Как вы думаете, где могут жить млекопитающие с таким волосяным покровом?

- У других он очень длинный и пушистый, называется мехом.

- Назовите зверей с густым мехом.

- Для чего нужен мех зверям? Где могут жить такие звери?

5. Физкультминутка

- Но в Липецком зоопарке можно не только познакомиться с животными, там имеются ещё и различные аттракционы, где дети могут поиграть. На один из них мы попадаем прямо сейчас. Проводят дети. (Хома-хомячок)

6. Работа с таблицей

- Только что мы выяснили, каковы характерные признаки млекопитающих.

- Давайте продолжим заполнять таблицу “Позвоночные животные”, которую мы начали заполнять на предыдущих уроках.

- Какие характерные признаки нужно записать в графу “Звери”?

Позвоночные животные

Название группы Характерные признаки
Рыбы Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами.
Земноводные Часть жизни живут на суше, часть в воде. Кожа голая, нежная.
Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.
Птицы Тело покрыто перьями, умеют летать.
Звери Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.

- Это общие признаки млекопитающих, но есть признаки, которыми они различаются между собой.

7. Закрепление изученного материала

- Чтобы ответить на этот вопрос мы проведём исследование в следующем зоопарке России. Наша остановка в зоопарке города Санкт-Петербурга.

- Покажите и отметьте этот город на карте.

(фото зоопарка) Это, как и Московский зоопарк, один из самых старейших и крупнейших зоопарков России. Некоторые животные, живущие в нём спрятались у нас в классе. Найдите и назовите их. (картинки развешаны на стенах, шторах …)

- Есть ли лишние животные? Почему?

Лев Морж Свинья Ёж
Крокодил Кошка Слон Белка - летяга
Тюлень Собака Жираф

- Сгруппируйте всех зверей

Карточки -

  • хищные – травоядные
  • сухопутные – водные
  • домашние – дикие
  • впадают в спячку – не спят зимой

(ранее: мелкие – крупные)

- Сейчас мы ещё раз убедились, что мир млекопитающих очень разнообразен.

Они бывают хищные – травоядные, сухопутные – водные, домашние – дикие впадают в спячку – не спят зимой, летающие – не летающие мелкие – крупные, но у всех них есть общие характерные признаки. Назовите их. (волосяной покров, вскармливание молоком, рождение живых детёнышей)

8. Просмотр видеофрагмента

- Мы говорили о животных, которые широко распространены на земле, а теперь мы посмотрим видеофрагмент о редком животном. Вы должны внимательно его посмотреть и ответить на вопросы:

- Как называется этот зверь?

- Где водится?

- Чем питается?

Я показываю картинку с изображением панды. Дети отвечают на поставленные вопросы перед просмотром фрагмента

- Какие признаки млекопитающего вы можете назвать у панды?

- Где можно увидеть панду?

- Я думаю, со временем и в нашем зоопарке мы сможем увидеть этого и других, очень редких зверей.

- Каких ещё редких зверей вы знаете?

- Многих млекопитающих можно увидеть только в зоопарках. Одни встречаются почти в каждом, а некоторые очень редко. Как вы думаете, почему некоторые животные встречаются очень редко?

- Назовите этих животных.

- Как называют таких зверей? (редкими)

- Подумайте и скажите, при каких условиях этих зверей станет много? …

- Да, многих животных и природу вообще надо охранять потому, что с каждым годом резко сокращается численность животных, а некоторые виды исчезают совсем из – за небрежного, жестокого обращения к ним человека. Поэтому организуются заповедники, только в России их насчитывается около 90. Заповедники – это охраняемые участки дикой природы, на которых находятся редкие виды животных и растений. В заповедниках запрещена всякая хозяйственная деятельность, т. е. запрещена охота на животных, вырубка леса. Также редких животных помещают в зоопарки, где они живут, и некоторые из них приносят потомство. Об охране животных мы продолжим говорить на следующих уроках.

Выставка и реклама одной из книг

9. Самостоятельная работа. Выполнение теста.

- Я предлагаю проверить ваши знания. Сейчас вы выполняете тест, вариант выбираете самостоятельно. (1 вариант проще, 2 – сложнее, дети сами выбирают уровень выполняемого теста) Работа проверяется после урока.

10. Итог урока

- Завершая нашу экскурсию по зоопаркам России, давайте вспомним, какую группу животных мы исследовали сегодня на уроке?

- Чем они отличаются от других позвоночных животных?

- Попробуйте доказать, что млекопитающие разнообразны?

Млекопитающие очень разнообразны. Они могут жить на суше и в воде, в песке и под землёй, и на деревьях. Они питаются различной пищей: и растительной и животной. Они живут на разных материках и в разных погодных условиях: на севере в холоде, и в умеренном климате, и в жаре. Они более приспособлены к жизни и белее высоко развиты, т. к. рождают живых детёнышей, у них более сложная форма поведения

11. Домашнее задание

Пользуясь книгами, электронной библиотекой, найдите редкое млекопитающее и составьте рассказ о нём. Докажите, что оно относится к млекопитающим.