Урок геометрии в 5-м классе "Плоские и пространственные геометрические фигуры"

Разделы: Математика


Цель урока: дать понятие плоским и пространственным геометрическим фигурам, научить их различать.

Задачи урока:

  1. Образовательные: учить узнавать фигуру по рисунку, по названию; сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
  2. Развивающие: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, пространственного видения, развитию кисти рук.
  3. Воспитывающие: пропедевтика геометрии, привитие интереса к предмету.
  4. Социализации: способствовать созданию ситуации успешности в обучении, умению слушать и слышать другого человека.

Оборудование:

  • Наборы пластмассовых, пластилиновых моделей объемных тел.
  • Таблицы с изображением объемных тел.
  • Ножницы, клей, нитки, листы бумаги.
  • Листы с рисунком для игры.

Конспект урока:

1. Повторение изученного о пространственных фигурах.

- Назовите изображённые фигуры

‹Рисунок 1›

- Назовите известные вам основные элементы этих фигур.

- Соотнесите, какие элементы есть у каждой из перечисленных фигур в таблице:

(задание на соответствие элементов множеств)

Геометрические фигуры Элементы фигур
Цилиндр

Конус

Пирамида

Шар

Призма

Основание

Основания

Вершина

Вершины

Рёбра

- Покажите на рисунке эти элементы.

‹ Рисунок 1›

- На какие 2 группы можно поделить изображённые фигуры и по какому признаку?

(тела вращения и многогранники)

2. Изучение нового.

Практическая работа.

Вопрос 1. Какие фигуры являются основаниями тел вращения? Многогранников?

Задания.

1. Поставьте модель цилиндра, пирамиды, призмы на лист бумаги; обведите карандашом; уберите модели; назовите изображённые на листе фигуры.

2. Вырежьте эти фигуры; назовите каждую.

(круг, треугольник, прямоугольник)

3. Сравните фигуры, которые начертили и которые вырезали.

(круг, треугольник, прямоугольник)

- Ничего удивительного не произошло, что начертили на бумаге, то и вырезали.

4. Положите вырезанные фигуры на лист бумаги и прикройте другим листом. Получилось?

5. Попробуйте приклеить эти фигуры на лист бумаги. Получилось?

6 . Попробуйте то же проделать с телами вращения. С многогранниками.

Всё получилось? Почему?

Какими словами подчеркнуть отличие одной группы предметов от другой?

[ Чтение текста “Мишкин рассказ” в учебном пособии ]

Вопрос 2. Как назвать группу, состоящую из тел вращения и многогранников? Как назвать группу, состоящую из многоугольников и кругов?

Вопрос 3. Плоские фигуры в объёмных и пространственных фигурах чем являются? (основаниями и боковыми гранями)

Вопрос 4. А где ещё можно увидеть плоские фигуры?

Задания.

- Возьмите из набора пластилиновые модели пространственных фигур.

- Сделайте разрез нитью от вершины произвольно. Какая фигура в срезе?

- Сделайте разрез нитью от одного основания конуса и пирамиды, призмы и цилиндра к другому произвольно. Разрежьте шар. Какие фигуры в срезе?

- На какие фигуры при разрезании поделились сами плоские фигуры? пространственные?

3. Закрепление изученного и увиденного.

Игра “Ромашка” (работа в парах).

(Рисунок 2)

Учащиеся прикрепляют на листе с рисунком соответствующие лепестки к ромашкам “Плоские геометрические фигуры” и “Пространственные геометрические фигуры”.

Игра “Угадай-ка”.

Цель: угадать, о какой фигуре идёт речь.

Условия: задать как можно меньше вопросов, на которые можно отвечать только “да” и “нет”.

В ходе обсуждения учащиеся приходят к необходимости составления алгоритма игры

(Рисунок 3)

4. Домашнее задание: поиграть в игру “Угадай-ка” с друзьями, родителями.

Рисунок 1.

Рисунок 2. Геометрическая ромашка “Плоские и пространственные геометрические фигуры”.

Рисунок 3. Алгоритм игры “Угадай-ка”.