Цель урока: дать понятие плоским и пространственным геометрическим фигурам, научить их различать.
Задачи урока:
- Образовательные: учить узнавать фигуру по рисунку, по названию; сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
- Развивающие: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, пространственного видения, развитию кисти рук.
- Воспитывающие: пропедевтика геометрии, привитие интереса к предмету.
- Социализации: способствовать созданию ситуации успешности в обучении, умению слушать и слышать другого человека.
Оборудование:
- Наборы пластмассовых, пластилиновых моделей объемных тел.
- Таблицы с изображением объемных тел.
- Ножницы, клей, нитки, листы бумаги.
- Листы с рисунком для игры.
Конспект урока:
1. Повторение изученного о пространственных фигурах.
- Назовите изображённые фигуры
- Назовите известные вам основные элементы этих фигур.
- Соотнесите, какие элементы есть у каждой из перечисленных фигур в таблице:
(задание на соответствие элементов множеств)
|
||
|
- Покажите на рисунке эти элементы.
- На какие 2 группы можно поделить изображённые фигуры и по какому признаку?
(тела вращения и многогранники)
2. Изучение нового.
Практическая работа.
Вопрос 1. Какие фигуры являются основаниями тел вращения? Многогранников?
Задания.
1. Поставьте модель цилиндра, пирамиды, призмы на лист бумаги; обведите карандашом; уберите модели; назовите изображённые на листе фигуры.
2. Вырежьте эти фигуры; назовите каждую.
(круг, треугольник, прямоугольник)
3. Сравните фигуры, которые начертили и которые вырезали.
(круг, треугольник, прямоугольник)
- Ничего удивительного не произошло, что начертили на бумаге, то и вырезали.
4. Положите вырезанные фигуры на лист бумаги и прикройте другим листом. Получилось?
5. Попробуйте приклеить эти фигуры на лист бумаги. Получилось?
6 . Попробуйте то же проделать с телами вращения. С многогранниками.
Всё получилось? Почему?
Какими словами подчеркнуть отличие одной группы предметов от другой?
[ Чтение текста “Мишкин рассказ” в учебном пособии ]
Вопрос 2. Как назвать группу, состоящую из тел вращения и многогранников? Как назвать группу, состоящую из многоугольников и кругов?
Вопрос 3. Плоские фигуры в объёмных и пространственных фигурах чем являются? (основаниями и боковыми гранями)
Вопрос 4. А где ещё можно увидеть плоские фигуры?
Задания.
- Возьмите из набора пластилиновые модели пространственных фигур.
- Сделайте разрез нитью от вершины произвольно. Какая фигура в срезе?
- Сделайте разрез нитью от одного основания конуса и пирамиды, призмы и цилиндра к другому произвольно. Разрежьте шар. Какие фигуры в срезе?
- На какие фигуры при разрезании поделились сами плоские фигуры? пространственные?
3. Закрепление изученного и увиденного.
Игра “Ромашка” (работа в парах).
Учащиеся прикрепляют на листе с рисунком соответствующие лепестки к ромашкам “Плоские геометрические фигуры” и “Пространственные геометрические фигуры”.
Игра “Угадай-ка”.
Цель: угадать, о какой фигуре идёт речь.
Условия: задать как можно меньше вопросов, на которые можно отвечать только “да” и “нет”.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к необходимости составления алгоритма игры
4. Домашнее задание: поиграть в игру “Угадай-ка” с друзьями, родителями.
Рисунок 2. Геометрическая ромашка “Плоские и пространственные геометрические фигуры”.
Рисунок 3. Алгоритм игры “Угадай-ка”.