Цели:
- Обучающие:
- обобщение и систематизация знаний по теме “Количественные числительные”;
- проверка сформированности умений и навыков, полученных в процессе изучения темы.
- Развивающие:
- развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;
- интеллектуальное и общее развитие учащихся.
- Воспитательные:
- создание творческой эмоциональной обстановки;
- воспитание любви к родному краю;
- формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.
Оборудование: карточки с текстами, заданиями, кроссвордом.
Ход урока:
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать по радио и телевидению. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными. Но мы то знаем, что это не так. Цифра говорит нам об очень многом. Они играют огромную роль в нашей жизни. Сегодняшний наш урок будет посвящен именам числительным. Мы уже много уроков посвятили этой части речи. Сегодня мы обобщим все полученные знания о количественных числительных. Откройте тетради и запишите тему урока “Количественные числительные”.
2. Работа у доски по карточкам.
*Просклонять словосочетания:
И. триста сорок два рубля |
Трое лисят |
Три пятых |
Р. трехсот сорока двух рублей |
Троих лисят |
Трех пятых |
Д. тремстам сорока двум рублям |
Троим лисятам |
Трем пятым |
В. триста сорок два рубля |
Троих лисят |
Три пятых |
Т. тремястами сорока двумя рублями |
Троими лисятами |
Тремя пятыми |
П. о трехстах сорока двух рублях |
О троих лисятах |
О трех пятых |
3. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы с числительными. Сейчас посмотрим, кто нашел больше.
(Ребята читают пословицы. Примеры: Семеро одного не ждут. Один ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Говорить в один голос. Одного поля ягоды. Как дважды два. На все четыре стороны. Заблудиться в трёх соснах.)
4. Проверка заданий у доски.
5. Сейчас мы проведем разминку на развитие памяти.
Вам нужно запомнить стихотворение.
Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
(Выразительное чтение стихотворения учеником. Самостоятельное чтение)
Запишите по памяти это стихотворение.
Есть в стихотворении числительное? Что вы можете сказать об этом числительном?
(Это количественное числительное, составное – состоит из двух слов, обозначает целое число, стоит в винительном падеже, является дополнением).
6. Блицопрос:
(Числительные, состоящиеся из одного корня, являются простыми, из двух – сложными, из двух или более слов – составными)
7. Распределительный диктант.
Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Но мы с вами должны помнить, что имена числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
1 вариант записывает имена числительные, 2 вариант – имена существительные, 3вариант – имена прилагательные.
Два | двойка | двойной |
Пятый, пять | пятак, пятиклассник | пятиэтажный |
Сто, сотый | столетний | |
Семь, седьмой | семёрка | семидневный |
8. А теперь мы с вами будем выполнять задания на правильное употребление падежных форм числительных.
Скажите, на каком уроке вы чаще всего употребляете имена числительные? (На уроке математики). Сейчас мы ненадолго заглянем на урок математики.
На партах у вас листок с заданиями. Выполняем задание под номером 1.Записать примеры, заменяя цифры словами.
(у доски трое, остальные выполняют в тетрадях).
Из 689 вычесть 174 (Предлог “из” употребляется с родительным падежом: из шестисот восьмидесяти девяти вычесть сто сорок четыре)
К 437 прибавить 888 (Предлог “к” употребляется с дательным падежом: к четырёмстам тридцати семи прибавить восемьсот восемьдесят восемь)
С 463 сложить 367 (Предлог “с” употребляется с творительным падежом: с четырьмястами шестьюдесятью тремя сложить триста шестьдесят семь).
Молодцы! Умеете вы правильно употреблять имена числительные в нужном падеже. А сумеете ли найти ошибки в тексте.
9. Задание “Найти речевые ошибки”.
Постарайтесь увидеть в каждом предложении неправильное употребление числительных и в исправленном виде записать предложение в тетрадь.
В городе Йошкар-Ола работает пятеро театров. (В городе Йошкар-Ола работает пять театров). Трое подруг приняли участие в марафоне (Три подруги). С обоих сторон дороги сделаны дорожки для велосипедистов. (С обеих сторон).
10. Задание на умение правильно читать текст числительные в тексте.
Сегодня впервые в нашей школе проходит конкурс на замещение вакантной должности диктора Марийского телевидения.
(Словарная работа. Вакантная должность – незанятое служебное место.
Диктор-работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном, телекамерой).
Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл. Здесь живут свыше 250 000 человек.
По территории города Йошкар-Ола протекает река Малая Кокшага. Длина реки вдоль городской полосы составляет около 8 километров. Ширина же в разных местах колеблется от 5 до 20 метров.
Центральная часть города – это Ленинский проспект, его протяженность более 6 километров, а ширина составляет 23,5 метра. Самая высокая часть города Йошкар-Ола – Заречный район. Высота домов здесь колеблется от 9 до 16 этажей.
11. Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование оценок.