Образовательные задачи:
- учить детей составлять рассказ- описание по картине
- использовать для описания зимы образные слова и выражения
- упражнять в подборе синонимов
- прививать любовь к звучащему поэтическому слову
- упражнять в чтении слогов
Материалы и оборудование:
- иллюстрация картины К. Юона “Зимнее солнце”
- кубики Зайцева
- складовые картинки Зайцева “Что вокруг меня растет”
Ход занятия
Вводная часть.
Рассматривание картины К. Юона “Зимнее солнце”.
Вам нравится эта картина? Она называется “Зимнее солнце”.
- Какое у вас создается настроение, когда вы смотрите на этот великолепный пейзаж?
- Как вы думаете, картина яркая, светлая или темная, мрачная?
- Она просто залита солнечным светом. Скажите, пожалуйста, солнце какое?
(Дети отвечают, потом загибают пальчики на ладошке и все вместе повторяют, солнце какое? Яркое, ослепительное, золотое, удивительное, зимнее)
- Кто-нибудь из вас бывал в таком лесу? Расскажите.
- Давайте внимательно посмотрим, снег какой? Только, пожалуйста, не называйте слово “белый”. (Дети отвечают.) Солнышко необыкновенно преобразило снег: он и розовый, и золотой, и синий. (Дети снова загибают пальчики на ладошке и повторяют, какой снег.)
- Картина очень красивая, она радует на глаз, и, правда, хочется побывать в таком лесу.
Физкультминутка.
Основная часть.
Педагог читает отрывок стихотворения С.Есенина.
Заколдован невидимкой,,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
- Очень красивые стихи, правда? Они звучат, как сказка. Давйте мы с вами превратимся в волшебников на некоторое время, возьмем в руки карандаши, которые лежат у вас на столе. Это и не карандаши вовсе, а волшебные палочки, взмахнём ими, и лес сразу преобразится.
- Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
- Скажите, пожалуйста, кто такой невидимка?
- Лес зимой дремлет, что это значит?
- Лес сладко засыпает, слушая сказку. А кому из вас мама перед сном рассказывает сказку или поёт колыбельную?
(Дети показывают, как лес спит.)
- Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
- Что такое косынка? Почему сосна подвязалася белой косынкой?
Давайте покажем, как можно подвязать косынку.)
- А почему бедная сосна понагнулась, как старушка? И нам её жалко.
- Что значит, оперлася на клюку?
- Поднимем ручки вверх, и представим, что на самой макушке дятел. Кто из вас видел дятла?
(Дети вместе с педагогом еще раз рассказывают стихи, используя жесты. Стихи звучат, как сказка, это главное, и своё восхищение нужно передать детям. Это не правило по русскому языку.)
Заключительная часть.
Игра с кубиками Н. Зайцева “Классификация-1”.
(Дети приносят “склады” с буквами “а” и “я”.)
Чтение “ складовых” картинок на тему “Что вокруг меня растёт. Деревья.”