Цели урока:
- Формировать умение определять спряжение глагола, показать зависимость безударного личного окончания глагола от неопределенной формы.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Основная часть
1. Упражнение для разминки пальцев.
А) Игра – упражнение “Пальчики здороваются”;
Б) Игра – упражнение “Согреем пальчики”;
В) Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого пальца) сначала одной руки, потом другой; потом в обратном порядке;
2. Упражнение по чистописанию:
Р | ря | ро | ри | рв |
(Учитель объясняет и показывает на доске, учащиеся работают в тетради)
3. Игра “Начинай на букву Р”. Учитель читает толкование слова по словарю
С.И.Ожегова, учащиеся записывают слова в строчку через запятую.
- Словесный обмен сведениями, мнениями, беседа; толки, пересуды; обсуждение чего-нибудь (разговор).
- Питомник, где выращивают розы, а также цветник из роз (розарий).
- Дерево или кустарник семейства розоцветных, с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами, а также самые ягоды (рябина).
- Разъединить, освободить от развязки (развязать).
- Ровная, без высоких холмов земная поверхность, а также участок дна моря или океана без резких колебаний высот (равнина).
- Травянистое растение семейства сложноцветных с цветками, у которых лепестки обычно белые, а середина желтая (ромашка).
- Разъединять на части, распределять; производить деление (разделить).
- Эластичный материал, получаемый путем вулканизации каучука; покрышка из такого материала (резина).
- Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко
светиться в воздухе; беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем (ракета).
- В записанных словах поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне слова.
Проверка с помощью веера
4. Учитель читает отрывок стихотворения Кондрашова:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - все в действие придет:
Лежит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
О какой части речи говориться в этом отрывке? Что такое глагол? Среди записанных слов найдите глаголы и определите спряжение.
Письменно проспрягайте глаголы (один ученик на доске, остальные в тетрадях) по вариантам.
I вариант - развязать | II вариант - разделить |
1 л., ед.ч. - развяжу | разделю |
2 л., ед.ч. - развяжешь | разделишь |
3 л., ед.ч. - развяжет | разделит |
1 л., мн.ч. - развяжем | разделим |
2 л., мн.ч. - развяжете | разделите |
3 л., мн.ч. - развяжут | разделят |
Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударные окончания глагола?
Памятка:
1. Поставьте глагол в неопределенную форму.
2. Посмотрите на суффикс и определите спряжение.
3. Вспомните, какие окончания пишутся.
5. Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!!!
6. Работа с учебником: упражнение № 163 стр. 113-114.
1-ое задание. Прочитайте загадки. Напишите отгадки.
Воробей, вьюга, бабочка, гусь, дождь, иголка, солнце, крот, собака.
- устно сделайте орфографический разбор слов-отгадок (назовите знакомые орфограммы)
2-ое задание: самостоятельно. Выпишите глаголы, в которых пропущены буквы, по спряжениям.
I спряжение | II спряжение |
шныряет собирает гуляет летает порхает пляшет машет постукивает бормочет убаюкивает обшивает не надевает сверкает согревает сияет не знает |
бродит выходит носит дарит светит проходит уходит водит гладишь дразнишь |
- Чем похожи глаголы первого спряжения? (Третье лицо, единственное число).
Какую гласную в окончании написали? (Гласную е).
Чем похожи глаголы второго спряжения? (Единственное число).
Какую гласную в окончании нписали? (Гласную и).
3-е задание: разберите слова по составу.
I вариант маленький проходит цветком |
II вариант гладишь узорным бабочка |
7. Игры “Будь внимателен!”
с | т | р | е | л | я | т | ь |
м | е | т | а | о | з | е | к |
о | р | р | а | м | а | к | л |
т | п | а | д | а | т | ь | ю |
р | е | в | е | т | ь | ю | б |
е | т | ю | с | ь | к | а | и |
т | ь | ф | н | и | й | а | т |
ь | с | т | р | о | и | т | ь |
- Найдите в таблице глаголы (по горизонтали и по вертикали), выпишите и определите спряжение.
По горизонтали: стрелять (I спряжение), падать (I спряжение), реветь
(I спряжение), строить (II спряжение).
По вертикали: смотреть (II спряжение), ломать (Iспряжение), терпеть
(II спряжение), любить (II спряжение).
8. Работа по развитию речи:
На доске серия картинок на тему “Зимние каникулы”. <Рисунок 1, 2, 3>
- Составьте небольшой рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Озаглавьте его.
Прослушиваются 3 – 4 записанных текста.
9. Игра “Построй пирамиду!”
Подберите глаголы, начинающие на букву “Р” и заканчивающиеся на “Ь” (каждая черточка в слове соответствует одной букве).
Р - - Ь
Р - - - - Ь
Р - - - - - - Ь
Р - - - - - - - - Ь
(Возможные варианты ответов: рыть, рубить, рисовать, растворять).
10. Домашнее задание: упражнение 158
11. Подведение итогов урока.
III. Заключительная часть