Цель: ознакомиться с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений.
Задачи:
1. Обучающие местоимения.
Я- указывает на лицо, которое говорит (говорящее лицо), мы – на говорящих, ты, вы – на собеседника или собеседников, он, она, оно, они – отсутствующих в данной речевой ситуации.
2. Развивающие: мышление, зрительную память, развивать речь, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь к природе, к русскому наследию, воспитывать аккуратность при письме.
Оборудование:
- таблица с местоимениями
- картины с изображением лисы, волка, портрет С. Есенина, кроссворд-шарада.
1. Содержательная часть: на доске – число, день, классная работа.
Учитель.
Прозвенел долгожданный звонок
Начинаем желанный урок.
Проверяем домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить в домашнем упражнении?
(Определить падеж имен прилагательных и выделить окончания имен прилагательных)
Как вы определяли падеж у имен прилагательных?
(Можно определить падеж прилагательных по вопросу, по имени существительному с которым оно связано, по предлогу)
На доске портрет С. Есенина и записано предложение:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
Учитель. Ребята! Кто это? (ответы детей).
Это строчки из стихотворения С. Есенина. Спишите эти строчки, определите части речи.
(дети определяют; учитель подписывает фамилию автора слов).
Вам удалось у всех слов определить, какой частью речи они являются? Где встретились затруднения?
Учитель. В русском языке много местоимений, сегодня мы познакомимся с одними из них. Это – личные местоимения.
2. Наблюдения над личными местоимениями.
Учитель. Запишите тему урока “Личные местоимения”. На доске – картина – лиса.
Ребята, кто это?
Какой частью речи является это слово?
Придумайте предложение, чтобы слово лиса было подлежащим. Запишите свое предложение.
Теперь познакомимся с местоимениями. (Вывешивается плакат с местоимениями. )
Учитель. Замените слово лиса местоимением и составьте новое предложение.
Какое слово вы употребили, указывая на существительное лиса? (ответы детей. )
Подчеркните это слово.
На какой вопрос отвечает существительное лиса? – Кто? Что обозначает? (предмет)
На какой вопрос отвечает местоимение она? Кто? Обозначает ли предмет? – Нет, только указывает.
Такая же работа со словом волк.
Учитель.
1. Загадка о солнце.
Утром так заведено -
Разомкнешь ресницы -
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
Солнце – существительное, замените местоимением.
3. Недавно вы писали текст-рассуждение на тему: “Книги какого автора я люблю читать?” Напишите предложение, указывая на себя, книги какого автора вы любите читать? (Дети пишут, зачитывают свои предложения).
Какое слово вы употребили, указывая на себя? (Я)
Подчеркните его.
Составьте и напишите предложение о том, какое место мы заняли на празднике, посвященному Дню защитника Отечества, указывая на всех нас (записывают и зачитывают) (Мы заняли первое место).
Какое слово в этом предложении указывает на всех нас? (Мы) Подчеркните его.
Составьте и напишите предложение-вопрос, адресуя его соседу по парте.
А когда вместо слова ТЫ необходимо употребить ВЫ?
(В обращении к человеку, старше тебя по возрасту, к незнакомому человеку, к нескольким лицам).
Немного истории… (баринкрестьянин, в богатой семье к ребёнку, царская армия (офицерсолдат), раньше родителям Вы).
Прошло время… и сейчас к старшему, к незнакомому – Вы. Если пишите письмо, открытку, хотите выразить уважение к человеку, то надо писать Вы.
(Праздник-открытка)
В стихах великого русского поэта – частичка души, кусочек сердца, когда он писал о женщине. Давайте полюбуемся этими строчками.
Я Вас любил, любовь ещё быть может
В душе моей угасла не совсем
Но пусть она Вас больше не тревожит
Я не хочу печалить Вас ничем. (А. С. Пушкин).
Учитель. Какими местоимениями поэт выразил уважение к женщине? (Вас)
Вывод. Прочитайте все подчеркнутые слова. ОНА, ОН, НО, Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОНИ – это личные местоимения.
Прочитайте второе предложение о лисе, о волке. Было ли нам понятно о ком речь, если бы не было предыдущего предложения? Вместо какой части речи употреблены местоимения ОНА, ОН?
Подумайте, почему же так называется эта часть речи? (употребляется вместо имени существительного).
В этом и состоит особенность местоимений. Поэтому они так и называются.
- Откройте страницу 164, познакомьтесь с правилом.
- Чем схожи личные местоимения с именами существительными? (отвечают на один и тот же вопрос).
- Чем отличаются? (не называют на предмет, а только указывают на него).
- Почему называются личными? (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи).
- В нашем языке много местоимений. Мы познакомились только с одной группой – личными местоимениями.
Распознавание местоимений в тексте. Упражнение №374. задание – выписать только те предложения, где есть личные местоимения. (проверить).
Кроссворд-шарада
- Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).
- Сколько личных местоимений в слове “семья”? (Семь).
- Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
- Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. (Ящик).
- Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик.
В клетки со знаком вопроса впишите недостающие буквы.
Какое слово вы получили? Расскажите, что вы знаете об этой части речи?
Домашнее задание: страница 165, упражнение 375.
В упражнении выделенные имена существительные замените местоимениями. Выделите окончания прилагательных.