Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Личные местоимения"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомиться с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений.

Задачи:

1. Обучающие местоимения.

Я- указывает на лицо, которое говорит (говорящее лицо), мы – на говорящих, ты, вы – на собеседника или собеседников, он, она, оно, они – отсутствующих в данной речевой ситуации.

2. Развивающие: мышление, зрительную память, развивать речь, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь к природе, к русскому наследию, воспитывать аккуратность при письме.

Оборудование:

  1. таблица с местоимениями
  2. картины с изображением лисы, волка, портрет С. Есенина, кроссворд-шарада.

1. Содержательная часть: на доске – число, день, классная работа.

Учитель.

Прозвенел долгожданный звонок
Начинаем желанный урок.

Проверяем домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить в домашнем упражнении?

(Определить падеж имен прилагательных и выделить окончания имен прилагательных)

Как вы определяли падеж у имен прилагательных?

(Можно определить падеж прилагательных по вопросу, по имени существительному с которым оно связано, по предлогу)

На доске портрет С. Есенина и записано предложение:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

Учитель. Ребята! Кто это? (ответы детей).

Это строчки из стихотворения С. Есенина. Спишите эти строчки, определите части речи.

(дети определяют; учитель подписывает фамилию автора слов).

Вам удалось у всех слов определить, какой частью речи они являются? Где встретились затруднения?

Учитель. В русском языке много местоимений, сегодня мы познакомимся с одними из них. Это – личные местоимения.

2. Наблюдения над личными местоимениями.

Учитель. Запишите тему урока “Личные местоимения”. На доске – картина – лиса.

Ребята, кто это?

Какой частью речи является это слово?

Придумайте предложение, чтобы слово лиса было подлежащим. Запишите свое предложение.

Теперь познакомимся с местоимениями. (Вывешивается плакат с местоимениями. )

Учитель. Замените слово лиса местоимением и составьте новое предложение.

Какое слово вы употребили, указывая на существительное лиса? (ответы детей. )

Подчеркните это слово.

На какой вопрос отвечает существительное лиса? – Кто? Что обозначает? (предмет)

На какой вопрос отвечает местоимение она? Кто? Обозначает ли предмет? – Нет, только указывает.

Такая же работа со словом волк.

Учитель.

1. Загадка о солнце.

Утром так заведено -
Разомкнешь ресницы -
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…

Солнце – существительное, замените местоимением.

3. Недавно вы писали текст-рассуждение на тему: “Книги какого автора я люблю читать?” Напишите предложение, указывая на себя, книги какого автора вы любите читать? (Дети пишут, зачитывают свои предложения).

Какое слово вы употребили, указывая на себя? (Я)

Подчеркните его.

Составьте и напишите предложение о том, какое место мы заняли на празднике, посвященному Дню защитника Отечества, указывая на всех нас (записывают и зачитывают) (Мы заняли первое место).

Какое слово в этом предложении указывает на всех нас? (Мы) Подчеркните его.

Составьте и напишите предложение-вопрос, адресуя его соседу по парте.

А когда вместо слова ТЫ необходимо употребить ВЫ?

(В обращении к человеку, старше тебя по возрасту, к незнакомому человеку, к нескольким лицам).

Немного истории… (баринкрестьянин, в богатой семье к ребёнку, царская армия (офицерсолдат), раньше родителям Вы).

Прошло время… и сейчас к старшему, к незнакомому – Вы. Если пишите письмо, открытку, хотите выразить уважение к человеку, то надо писать Вы.

(Праздник-открытка)

В стихах великого русского поэта – частичка души, кусочек сердца, когда он писал о женщине. Давайте полюбуемся этими строчками.

Я Вас любил, любовь ещё быть может
В душе моей угасла не совсем
Но пусть она Вас больше не тревожит
Я не хочу печалить Вас ничем. (А. С. Пушкин).

Учитель. Какими местоимениями поэт выразил уважение к женщине? (Вас)

Вывод. Прочитайте все подчеркнутые слова. ОНА, ОН, НО, Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОНИ – это личные местоимения.

Прочитайте второе предложение о лисе, о волке. Было ли нам понятно о ком речь, если бы не было предыдущего предложения? Вместо какой части речи употреблены местоимения ОНА, ОН?

Подумайте, почему же так называется эта часть речи? (употребляется вместо имени существительного).

В этом и состоит особенность местоимений. Поэтому они так и называются.

- Откройте страницу 164, познакомьтесь с правилом.

- Чем схожи личные местоимения с именами существительными? (отвечают на один и тот же вопрос).

- Чем отличаются? (не называют на предмет, а только указывают на него).

- Почему называются личными? (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи).

- В нашем языке много местоимений. Мы познакомились только с одной группой – личными местоимениями.

Распознавание местоимений в тексте. Упражнение №374. задание – выписать только те предложения, где есть личные местоимения. (проверить).

Кроссворд-шарада

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).
  2. Сколько личных местоимений в слове “семья”? (Семь).
  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. (Ящик).
  5. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик.

В клетки со знаком вопроса впишите недостающие буквы.

Какое слово вы получили? Расскажите, что вы знаете об этой части речи?

Домашнее задание: страница 165, упражнение 375.

В упражнении выделенные имена существительные замените местоимениями. Выделите окончания прилагательных.