На уроке важно не просто дать, а выявить существенные признаки веществ этого класса и составить общую формулу их состава. Для этого мыслительная деятельность школьников должна строится в соответствии схемы:
Определение понятия - конкретизация примерами - сравнительный анализ состава – выявление существенных признаков в составе - вывод общей формулы состава – конкретизация примерами.
На уроке следует обратить особое внимание на правила техники безопасности при работе с кислотами.
Цели:
Образовательные:
- знать определение кислот, их состав, классификацию,
- изучить отношение кислот к индикатору.
Развивающие: совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, усвоить правила работы в химическом кабинете.
Воспитательные: вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия познаваемости природы.
Оборудование и вещества: колба, воронка, водa ,H 2SO4(конц.),яблоко, лимон,5 %раствор соды. На столах учащихся: аскорбиновая кислота, индикаторы, разбавленные кислоты, пробирки.
Ход урока
1. В начале урока учитель объявляет:
“Цель нашего урока – узнать, что называют кислотами, какие они бывают, а также познакомиться с некоторыми их свойствами”.
Повторение пройденного: - Фронтальный опрос класса.
- Что такое вещество?
- Что такое сложное вещество?
- Что называют оксидами?
- Какие оксиды встречаются в природе?
- Что называют основаниями?
- Какие вы знаете основания?
Назовите их формулы.
2. Сообщение обучающихся о серной, азотной кислотах.
По ходу рассказа на доску прикрепляются плакаты с формулами.
Учитель: Скажите, что объединяет все перечисленные кислоты? Посмотрите на карточки кислот на ваших столах и определите общее в их составе.
- Да, это атом водорода.
Определение! Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.
Обратите внимание на водород и кислотный остаток.
Правило для определения заряда кислотного остатка в молекуле кислоты.
Водород в кислотах всегда заряжен +1
Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле.
Разобрать с классом несколько примеров H2SO4; HNO3; H3PO4.
Учитель: Можно ли кислоты по аналогии с основаниями классифицировать по растворимости в воде?
Количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?
Вместе с классом учитель составляет схему на доске:
Общее в составе и строении кислот обусловливает их общие свойства.
Учитель: - Почему кислоты имеют такое название?
- Многие кислоты кислые на вкус , но имеются исключения – никотиновая горькая, салициловая – сладкая.
Вы знаете, что пробовать на вкус в кабинете химии ничего нельзя, но сегодня я позволю попробовать на вкус аскорбиновую кислоту.
Учитель: Следующим этапом нашего урока являются правила техники безопасности при работе с кислотами.
Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Термометр показывает, что наблюдается сильное разогревание раствора.
Учитель: В связи в с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту, поскольку вода, имеющая меньшую плотность окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Запомните следующее правило:
Сначала вода,
Потом кислота.
Иначе будет большая беда!
В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5% раствором соды (раствор соды на столе)
Следующим этапом урока является проведение эксперимента, для этого учащиеся делятся на группы по уровням обученности:
По ходу эксперимента необходимо записывать результаты в дневник наблюдений.
Рекомендации: соблюдайте правила техники безопасности, пользуйтесь малым количеством реактивов.
Дневник наблюдений
Название кислоты | Серная кислота | Соляная кислота |
Химическая формула | ||
Действие на индикаторы а) лакмус б) метиловый оранжевый в) фенолфталеин |
Учитель: Для закрепления полученных знаний отгадайте загадки.
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда.
(Метиловый оранжевый)
Попасть в кислоту – для него неудача
Но он перетерпит без вздоха, без плача
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина
(Фенолфталеин)
Первым ввел отвары в качестве индикаторов Роберт Бойль (1627-1691). Лакмус получали из лишайников. Латинское слово “indicator” означает “указатель”.
Универсальная индикаторная бумага содержит смесь нескольких индикаторов.
Убедимся, что HCl и H2SO4 проявляют общие свойства с яблочной кислотой (действуем индикатором на яблоко), лимонной кислотой (действуем индикатором на лимон).
Вывод: Изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено общностью свойств кислот и связано с особенностями их строения.
Закрепление пройденного материала:
Работа с карточками, на которых приведены формулы кислот.
- Поднимите карточку с формулой кислородсодержащей кислоты.
- Поднимите карточку с формулой бескислородной кислоты.
- Найдите одноосновную кислоту, двухосновную, трехосновную.
Работа по разноуровневым дидактическим карточкам:
Варианты | |||||
I | II | III | IV | V | |
SO2 HCl CuCl2 |
CO2 BaSO4 KNO3 |
HNO3 H2SO4 Cu2O |
SO3 ZnCl2 H2CO3 |
H2S Mg(OH)2 Ba(OH)2 |
A B C |
HNO3 | HCl | H2SO4 | H3PO4 | NaOH | D |
- Найти бескислородную кислоту.
- Найти кислородсодержащую кислоту.
- Найти одноосновную кислоту
- Найти многоосновную кислоту
Задание: необходимо найти клетки – “двойняшки”, содержащие одинаковые наборы кислотных остатков и записать формулы кислот, по данным кислотным остаткам.
Домашнее задание: из списка кислот, указанных в учебнике выписать кислоты по классификации, определить заряд кислотного остатка.