Нетрадиционный урок по химии. Общие свойства кислот. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


На уроке важно не просто дать, а выявить существенные признаки веществ этого класса и составить общую формулу их состава. Для этого мыслительная деятельность школьников должна строится в соответствии схемы:

Определение понятия - конкретизация примерами - сравнительный анализ состава – выявление существенных признаков в составе - вывод общей формулы состава – конкретизация примерами.

На уроке следует обратить особое внимание на правила техники безопасности при работе с кислотами.

Цели:

Образовательные:

  • знать определение кислот, их состав, классификацию,
  • изучить отношение кислот к индикатору.

Развивающие: совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, усвоить правила работы в химическом кабинете.

Воспитательные: вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия познаваемости природы.

Оборудование и вещества: колба, воронка, водa ,H 2SO4(конц.),яблоко, лимон,5 %раствор соды. На столах учащихся: аскорбиновая кислота, индикаторы, разбавленные кислоты, пробирки.

Ход урока

1. В начале урока учитель объявляет:

“Цель нашего урока – узнать, что называют кислотами, какие они бывают, а также познакомиться с некоторыми их свойствами”.

Повторение пройденного: - Фронтальный опрос класса.

  • Что такое вещество?
  • Что такое сложное вещество?
  • Что называют оксидами?
  • Какие оксиды встречаются в природе?
  • Что называют основаниями?
  • Какие вы знаете основания?

Назовите их формулы.

2. Сообщение обучающихся о серной, азотной кислотах.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

По ходу рассказа на доску прикрепляются плакаты с формулами.

Учитель: Скажите, что объединяет все перечисленные кислоты? Посмотрите на карточки кислот на ваших столах и определите общее в их составе.

- Да, это атом водорода.

Определение! Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.

Обратите внимание на водород и кислотный остаток.

Правило для определения заряда кислотного остатка в молекуле кислоты.

Водород в кислотах всегда заряжен +1

Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле.

Разобрать с классом несколько примеров H2SO4; HNO3; H3PO4.

Учитель: Можно ли кислоты по аналогии с основаниями классифицировать по растворимости в воде?

Количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?

Вместе с классом учитель составляет схему на доске:

<Рисунок 3>

Общее в составе и строении кислот обусловливает их общие свойства.

Учитель: - Почему кислоты имеют такое название?

- Многие кислоты кислые на вкус , но имеются исключения – никотиновая горькая, салициловая – сладкая.

Вы знаете, что пробовать на вкус в кабинете химии ничего нельзя, но сегодня я позволю попробовать на вкус аскорбиновую кислоту.

Учитель: Следующим этапом нашего урока являются правила техники безопасности при работе с кислотами.

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Термометр показывает, что наблюдается сильное разогревание раствора.

Учитель: В связи в с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту, поскольку вода, имеющая меньшую плотность окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Запомните следующее правило:

Сначала вода,
Потом кислота.
Иначе будет большая беда!

В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5% раствором соды (раствор соды на столе)

Следующим этапом урока является проведение эксперимента, для этого учащиеся делятся на группы по уровням обученности:

По ходу эксперимента необходимо записывать результаты в дневник наблюдений.

Рекомендации: соблюдайте правила техники безопасности, пользуйтесь малым количеством реактивов.

Дневник наблюдений

Название кислоты Серная кислота Соляная кислота
Химическая формула    
Действие на индикаторы

а) лакмус

б) метиловый оранжевый

в) фенолфталеин

   

Учитель: Для закрепления полученных знаний отгадайте загадки.

От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда.
(Метиловый оранжевый)

Попасть в кислоту – для него неудача
Но он перетерпит без вздоха, без плача
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина
(Фенолфталеин)

Первым ввел отвары в качестве индикаторов Роберт Бойль (1627-1691). Лакмус получали из лишайников. Латинское слово “indicator” означает “указатель”.

Универсальная индикаторная бумага содержит смесь нескольких индикаторов.

Убедимся, что HCl и H2SO4 проявляют общие свойства с яблочной кислотой (действуем индикатором на яблоко), лимонной кислотой (действуем индикатором на лимон).

Вывод: Изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено общностью свойств кислот и связано с особенностями их строения.

Закрепление пройденного материала:

Работа с карточками, на которых приведены формулы кислот.

  • Поднимите карточку с формулой кислородсодержащей кислоты.
  • Поднимите карточку с формулой бескислородной кислоты.
  • Найдите одноосновную кислоту, двухосновную, трехосновную.

Работа по разноуровневым дидактическим карточкам:

Варианты
I II III IV V  
SO2

HCl

CuCl2

CO2

BaSO4

KNO3

HNO3

H2SO4

Cu2O

SO3

ZnCl2

H2CO3

H2S

Mg(OH)2

Ba(OH)2

A

B

C

HNO3 HCl H2SO4 H3PO4 NaOH D
  • Найти бескислородную кислоту.
  • Найти кислородсодержащую кислоту.
  • Найти одноосновную кислоту
  • Найти многоосновную кислоту

Задание: необходимо найти клетки – “двойняшки”, содержащие одинаковые наборы кислотных остатков и записать формулы кислот, по данным кислотным остаткам.

<Рисунок 4>

Домашнее задание: из списка кислот, указанных в учебнике выписать кислоты по классификации, определить заряд кислотного остатка.