"Опыт - учитель, дорого берущий за свои уроки, но никто не учит лучше него". Томас Карлейль
Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический курс изучения информатики (I-VI классы). В связи с этим требуют решения вопросы по выявлению особенностей применения компьютеров в учебном процессе начальной школы. Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий
Опыт работы с учениками в начальных классах показывает, что на уроках можно и нужно использовать учебниктетрадь под редакцией Горячева А.В. “Информатика в играх и задачах”. Необходимо сделать так, чтобы ученики выполняли задания сначала в рабочей тетради, затем на компьютере, с целью рационального использования времени в компьютерном классе. Конечно, предстоит трудоемкая работа по созданию заданий на компьютерах. Но для учителя информатики составление таких уроков не сложно, и много времени затрачивается только в первый год преподавания. В дальнейшем можно пользоваться этими электронными заданиями и создавать новые. В перспективе уроки смогут вести учителя начальных классов, пройдя соответствующее обучение.
Особенно хочется отметить, что наличие интерактивной доски облегчает объяснение темы и расширяет возможности учителя. И ученики с большим удовольствием рисуют электронным маркером и работают им у доски.
В качестве иллюстрации вышеописанного рассмотрим разработку фрагментов уроков по различным темам .
Занятие по информатике для 4-го класса по теме “Расселение множеств”
Цели и задачи занятия:
Образовательные:
- Обобщить и закрепить понятие “Множество”.
- Научить расселять множества , определяя общие свойства элементов множества.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательную потребность.
- Воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.
Развивающие:
- Развивать умения работать на персональном компьютере.
- Развивать потребность к самообразованию.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Вид занятия: Одинарное. Продолжительность – 40 минут.
Оборудование и использование учебного материала
- “Информатика в играх и задачах”. 4 класс в 4-х частях. Учебник-тетрадь, часть
- Автор Горячев А.В.Автор выпуска Волкова Т. О – М.: “Баласс”, 1998.
- Мультимедийный проктор
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
Примерный план занятия
№ | Название этапа занятия | Время в минутах |
Организационный момент | 1 мин. | |
Подготовка к восприятию | 5 мин. | |
Изложение нового материала | 10 мин. | |
Работа на компьютере | 15 мин. | |
Физпауза | 1 мин. | |
Закрепление нового материала | 6 мин. | |
Подведение итога занятия | 2 мин. |
Подготовка к восприятию нового материала
Задание первое.
На интерактивной доске перетащить мышкой картинки в соответствие
живой и неживой природе.<Рисунок 1>
Выполняют задание ученики на доске.
Ответы проанализировать вместе с детьми.
Изучение нового материала
Задание второе.
Необходимо Найти обозначение каждого множества в таблице и закрасить круги на рисунке.<Рисунок 2.> Делаем совместно: на интерактивной доске 1 ученик используя заливку, остальные ученики в тетради. (Задание 5 в тетради )
Множество может включать в себя другие множества.
Работа на компьютере
Задание третье.
А интерактивной доске показываем объединение нескольких предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств Слайд1< в Приложении 1 > учитель объясняет практическую работу на ПК.
Обсуждаются этапы работы на компьютере.
1.Обсуждаются вопросы:
- Как выполняется задание на компьютере?
- Как перетащить необходимые элементы множеств в соответствующие фигуры?
- Как нарисовать стрелку?
- Сохранять ли изменения в документе?
2.Обсуждаются этапы работы “Расселяем множества”.
Необходимо выявить общее свойство предметов данного множества.
Перетащить необходимые элементы множеств в соответствующие фигуры мышкой.
Задание четвертое
Необходимо определить от какого типа рисунка, провести стрелку к паре множеств Слайд2. < в Приложении 1 >
Физпауза
Выполнить упражнения на релаксацию зрения.
Закрепление нового материала
Задание пятое .
Выполнить задание 7 в тетрадях. Или на компьютере Слайд3 < в Приложении 1 >
Ученики:
- Вписывают пропущенные названия множеств.
- Дорисовывают в таблице фигуры, которыми обозначены множества
Подводятся итоги занятия .
Домашнее задание : Задание 4,6 в тетради
Подобные уроки можно проводить на каждом уроке информатики в <Приложении 1> на слайде 4-9 можно посмотреть, как это делается применительно к другим темам.