1. Интегрированное обучение в начальной школе.
В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Демократизация дала возможность учителю широкие возможности для творчества, он получил свободу действий, выбора, возможного активного поиска оптимальных форм, методов, приемов обучения. Осуществление интеграции в обучении является одним из таких поисков. Интеграция ставит цель - дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Еще в XVII веке Ян Амос Каменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Великий педагог К. Д. Ушинский строил изучение русского языка в тесной взаимосвязи с литературой. А вот позиция доктора педагогических наук, профессора Н. Н. Светловской: “ Наша принципиальная позиция: дедуктивное мышление нужно развивать с детства, что называется с колыбели. Только при этом условии можно решить проблему сегодняшней перегрузки. Каждого ученика должно учить системно и ассоциативно, интегрировано, что надежно обеспечивается интегрированием знаний, и, конечно, отработкой соответствующей технологии познания”.
В последнее время в практике работы наблюдается тенденция к построению интегрированных уроков. Интеграция некоторых дисциплин позволяет за более короткое время овладеть необходимыми знаниями, умениями, не снижая при этом уровня знаний, а более того, способствуя активизации учебной деятельности. Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадий реализации межпредметных связей, допускавших рядоположенность явлений из разных предметов, их независимое, как бы параллельное существование, надо перейти к интеграции этих предметов, к рождению новых целостностей, то есть подлинной интеграции. Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников. При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.
В учебных программах часто одна и та же тема изучается несколькими дисциплинами. Такое дублирование в определенной степени дезориентирует ученика. Проведение интегрированных уроков позволяет ликвидировать дублирование материала. На устранение умственной и физической перегрузки при проведении интегрированных уроков должен быть направлен выбор методов и форм уроков. Прежде всего, это игровые ситуации, музыкальные паузы, методы словесного рисования при работе над художественным текстом, прослушивание музыкальных произведений. Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам.
Проблемой интегрированного обучения в начальной школе я заинтересовалась с 1991 года. Под руководством Пупшевой Александры Семеновны, заслуженного учителя Башкортостана началась работа по овладению методикой интегрированных уроков, которая продолжается и сейчас. Эта работа позволяет мне повышать методическое мастерство, успешно решать задачу развития творческих способностей учащихся, осуществлять дифференцированный индивидуальный подход в обучении.
2.Разработка интегрированного урока во 2-м классе
Русский язык + чтение
Общее понятие о глаголе. Л. Пантелеев “ Две лягушки”.
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом; формирование умений выделять в речи и правильно употреблять глаголы; развитие орфографической зоркости.
- Способствовать развитию мышления; формирование умения принимать участие в обсуждении поставленных вопросов; развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
- Воспитание трудолюбия; осторожности; чувства сопереживания к попавшим в беду; доброго отношения к окружающим; формирование понятия, что в любой ситуации можно найти выход.
Оборудование: схемы – опоры “Существительное”, “Глагол”, карточки со словарными словами, карточки с пословицами, кроссворд.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Все начинается со школьного звонка.
В далекий путь отчаливают парты…
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней, будут, а пока…
2.Постановка темы урока.
-А пока у нас интересный урок русского языка и чтения.
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …
- А вот что это за часть речи нам предстоит узнать сегодня на уроке, и поможет нам в этом произведение Л. Пантелеева “Две лягушки”.
3. Актуализация знаний детей.
Словарная работа.
- Посмотрите на эти слова
- П . Б . Д .
- Р . Б . Т
- Ч . Т . ЛЬ
- Прочитайте эти слова. Почему их нельзя прочитать?
- Что надо сделать, чтобы прочитать их?
-Какие слова получились? Что вы знаете об этих словах? Прочитайте их с ударением и объясните их правописание.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что вы знаете об именах существительных? (Существительное – часть речи, которая обозначает предмет, явления природы и отвечает на вопросы кто? или что? Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.)
-Образуйте от данных существительных однокоренные слова, которые обозначают действие предмета. Запишите парами, выделите корень. Что получилось?
- Что обозначают полученные слова? (Действие предмета)
Работа с пословицами.
-Подберите пословицы, в которых встречаются эти слова.
Игра “Идеальная пара”.
У четырех учеников начало пословиц, им необходимо подобрать окончание из слов , которые имеются у остальной части ребят.
- Кто не работает, тот… не ест.
- Смелый побеждает, а трус… погибает.
- Лентяй от лени и … умирает.
- Лентяй поленился, упорный … добился.
- Молодцы. Последнюю пословицу запишем.
-Объясните все орфограммы. Найдите однокоренные слова, выделите корень, подберите проверочное слово.
- Объясните смысл пословицы.
- Найдите в пословице слова, которые обозначают действие предмета.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
Вопрос – шутка.
-Догадайтесь, в каком слове отрицание “нет” встречается сто раз? (стонет)
-Что обозначает слово?
-На какой вопрос отвечает?
Вывод.
- Посмотрите, что у нас получилось.
- Группа слов обозначает … (действие предмета)
отвечает на вопросы … (что делать? что делает? что делал?)
Упражнение в подборе слов.
Самостоятельная работа.
1 ряд | 2 ряд | 3ряд |
движение | звуки | звуки |
птицы | воробей | колокольчик |
змея | ворона | дверь |
рыба | утка | листья |
-Какие слова вы написали? Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают?
Разгадывание кроссворда.
- кузнечик что делает? …
- собака что делает? …
- ворона что делает? …
- гусь что делает? …
- волк что делает? …
- овца что делает? …
- Прочитайте, какие слова вы написали?
- Какой глагол лишний? Почему?
- Посмотрите на вертикальные столбцы. Какое слово получилось? (глагол)
- Как называются слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать?
Физминутка.
-Посмотрите на эту строчку.
- Какие слова здесь спрятались?
прыгаетквакаетскачетплаваетныряет
-К какому существительному можно отнести эти глаголы?
Разбор правописания слова, запись слова в словарик.
- Что же делает лягушка?
Работа над произведением.
-Откройте учебник на странице 35.
- Прочитайте, кто автор произведения.
Краткое сообщение о жизни и творчестве автора Л. Пантелееве подготовленное сильным учеником.
- Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем говорится в этом произведении?
Подготовка к чтению текста.
-Прочитать по слогам, затем целыми словами.
- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите, что это глаголы.
Чтение текста.
- Я буду читать, а вы определите, к какому жанру относится произведение?
-Докажите, что это сказка. Какая это сказка?
Повторное чтение сказки детьми.
Задание:
- Назовите главных героев сказки.
- Какая лягушка вам понравилась больше? Почему?
Работа по содержанию сказки.
- Как случилось, что лягушки оказались в погребе? Найдите этот отрывок в тексте.
- Что привлекло внимание лягушек? Что делали лягушки в погребе?
- Какой глагол автор употребил два раза? Как вы думаете почему?
- Прочитайте, как они попали в горшок?
- Как вы думаете, почему одна лягушка утонула, а другая – нет?
- Найдите в сказке слова, в которых заключена главная мысль сказки.
- Чему учит сказка?
- Найдите глаголы, которыми автор показал веселье лягушек.
- Прочитайте глаголы, которые показывают действия лягушек в трудном положении.
- Почему именно барахтались?
Итог урока.
- Посмотрите на пословицы еще раз. Какая из них подходит к содержанию сказки? Почему?
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое глаголы? Для чего в речи нужны глаголы?
- Как вы поняли, что надо делать, чтобы добиться цели?
( Урок рассчитан на 55 минут)