Цель урока: сравнить состояние неживой природы весной и зимой; определить главные изменения в живой и неживой природе в каждом весеннем месяце; выделить экологические проблемы.
Оборудование и программное обеспечение:
условные обозначения (солнце, продолжительность дня, тучи, температура, осадки); плакат “Девушка-Весна” карточки с названием весенних месяцев; фонограммы музыки П.И. Чайковского “Времена года”; репродукции картин А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, И.И. Левитана “Март”; cлайды “Весенние месяцы”; открытки “Цветы-первоцветы”.
Ход урока
I. Организационный момент 2 мин.
II. Сообщение темы 7 мин.
Учитель: “Cегодня мы с вами поговорим об изменениях в живой и неживой природе”.
1. С использованием презентации (см. приложение).
Даны картинки: бабочка, корова, солнце, орёл, дерево.
Задание для ученика: определите, где живая и неживая природа.
2. Работа в тетрадях (проверка с помощью слайда).
Распределить слова на группы. По какому признаку ты это сделаешь?
(скала, река, вертолет, человек, морковь, белка, парта)
III. Актуализация знаний. 2 мин.
Вопросы:
- Какой месяц сейчас идет?
- Какое время года?
Какие основные признаки вас знакомы в неживой природе?
IV. Контроль. 10 мин.
Работая парами за компьютером в программе “Стыковка” (см. приложение Стыковка), соединить месяцы с временами года.
V. Знакомство с новым материалом. 7 мин.
Учитель. Какие месяцы были пропущены? Какой месяц сейчас заканчивается?
Дети. Февраль.
Учитель. Значит, зиме конец?
Дети. Заканчивается календарная зима.
Учитель. Да, календарная. Настоящая зима в природе длится дольше 5 месяцев. Русский народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу и хочет быстрее зиму проводить.
Существует праздникам проводов зимУчитель. Как он называется?
Дети. Масленица.
Учитель. Существует поверье, что на Масленицу зима с весной встречается. Значит, весна уже где-то рядом.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Звучит музыка П.И. Чайковского
VI. Закрепление. 10 мин.
Дети читают наизусть стихи о весне.
Учитель. А как вы себе весну представляете? Как бы вы ее нарисовали?
Дети. Молодая, яркая, веселая.
Учитель показывает слайды по теме “Весенние месяцы”, а дети должны определить,
Какой слайд к какому месяцу относится. (см. презентацию)
Открывается изображение Девушки-Весны
Задание
Подчеркни признаки весны (в тетради).
- День становится короче.
- День становится длиннее.
- Солнце светит низко над землей.
- Солнце светит выше над землей.
- Птицы прилетают из дальних стран.
- Птицы улетают в дальние страны.
- Температура воздуха:
холодная
жаркая
теплая
VII. Итог урока
Весну очень любят все. Весной начинается новая жизнь в природе: распускается листва, рождаются птенца.
Весна – самое красивое время года. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение. Хочется петь, танцевать, пойти на улицУчитель. Каждый воспевает
Увиденное по-своему.
Задание на дом: составить кроссворд на тему “Весна”.