Урок-игра "Путешествие по ленте времени"

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательная: систематизировать и закрепить знания учащихся по теме. Развивающая: повторить с учащимися счет лет в истории; выявить уровень знаний римских цифр, определения века по дате; учащиеся должны уметь проводить вычисли- тельные операции с датами по вопросу - "сколько лет назад ?", - "сколько веков назад?".

Воспитательная: способствовать укреплению и сплочению классного коллектива на основе общего дела, соперничества с другой командой и сопереживания за свою команду. Задачи: побудить познавательную активность учащихся в изучении истории Древнего Мира; проверить уровень запоминания материала.

Форма урока (внеклассного мероприятия):

Игра :"Путешествие - соревнование" двух (трех - четырех) команд, по 5-6 человек.

Оборудование: Настенные карты; атласы; лента времени (изготавливается в три шкалы: века (римские и арабские цифры), даты (до нашей эры и наша эра); каждая команда получает лист с заданиями ( бортовой журнал); перекидное табло для выставления оценок.

Ход урока (мероприятия)

I. Вступительное слово ведущего (объяснение условий соревнования).

II. Представление членов жюри (Центр управления полетом), команд и болельщиков.

III. Работа с лентой времени. - Проверка готовности к путешествию.

Покажи на ленте времени дату. У доски работают 1-2 человека от команды, ведущий называет даты, за правильный ответ 1 балл.

Команда -1 Команда - 2
1999 г., 132 г., 84 г. до н.э. 2000 г., 200 г., 1 г. до н.э.
1213 г., 1480 г., 270 г. до н.э. и т.д. 1770 г., 1560 г., 240 г. до н.э. и т.д.

IV. Команды к полету готовы. Для того чтобы ваш корабль летел по ленте времени, вам необходимо постоянно решать исторические задачи. Ваши знания - источник питания корабля, 3 - 2 - 1 П У С К, за правильный ответ 1 балл.

Ведущий показывает таблички с римскими цифрами. Назовите век обозначенный римской цифрой.

Команда -1 Команда -2
V; IX; XI; XXI.... и т.д. VII; III; XIX; XXX... и т. д.

V. Ваши корабли взлетели, и теперь вам необходимо знать путь следования. Курс прокладывают штурманы вместе с командой.

Из-за компьютерного вируса испортились древние карты. Вам необходимо восстановить карту и пояснить по каким странам мы путешествуем. Сложить разрезанные карты- пазлы. (Египет, Междуречье), за правильный ответ по 2 балла.

VI. Пока штурманы решают свою задачу болельщики набирают очки для своей команды, за правильный ответ 1 балл.

Определите век по указанной дате ( дать полное понятие даты указать начало, середину, конец века). Ведущий показывает таблички с годами.

1213 год - начало 13 века; 1999 г. - конец 20 века; 100г. до н.э.- 1 век до н.э. и т. д

VII. Выбираем курс на Африку и Ближний Восток; члены экипажей заполняют таблицу в бортовом журнале. За правильный ответ 4 балла.

Египет Основные вопросы Междуречье
Нил
Фараон
Иероглифы
Папирус
  1. Реки протекающие в государствах
  2. Кто управлял государством
  3. Вид письменности
  4. Что использовали для письма

и т. д.

Евфрат, Тигр
Царь
Клинопись
Глиняные таблички

VIII. Конкурс капитанов.

Они попали в библиотеку будущего, бортовой компьютер дает им задание. Капитаны решили л взять информацию о "Семи чудесах света" и познакомить вас с этими историческими фактами, но информации в библиотеке очень много, необходимо убрать из предложенного перечня неверную информацию:

Что в списках не относится к "7-ми Чудесам света"- вычеркнуть. (задания напечатаны в бортом журнале). За правильный ответ 3 балла.

  • Великий шелковый путь
  • Пирамиды Хеопса
  • Храм Артемиды
  • Миф об Аргонавтах
  • Великая Китайская стена
  • Висячие сады Семирамиды
  • Колос Родосский
  • Статуя Зевса в Олимпии
  • Статуя Аполлона
  • Галикарнасский мавзолей
  • Вавилонская башня
  • Александрийский маяк

IX. Команда готова рассказать о древних Чудесах света. За правильный ответ 1 балл.

X. Самостоятельная работа по карточкам.

Каждый член экипажа отвечает на вопросы: Сколько лет назад была эта дата ? Сколько веков назад это было ? (даты можно брать любые, не только по истории Древнего мира, объем на усмотрение учителя). Сумму правильных ответов подсчитывает жюри.

Историческое событие Дата Сколько лет назад

была эта дата ?

Сколько веков назад это было ?
1.Завоевательные походы фараона Тутмоса 1500г.

до н.э.

3507 лет назад 35 веков назад
2.Начало правления Хаммурапи в Вавилоне 1792 г. до н. э. 3799 лет назад 38 веков назад
3. Первое летописное упоминание о Москве. 1147г. 3154 лет назад 31,5 век назад

XI. Пока участники команды выполняют задания по карточкам, болельщики получают таблички с буквами “Е” и “М” ( Египет, Междуречье). Ведущий с ними проводит исторический диктант, болельщики на термин соответствующий Египту поднимают букву “Е”, а на термин соответствующий Междуречью – букву “М”.

 Диктант:

Город Вавилон, папирус, шадуфы, царь Хаммурапи, богиня Иштар, мумия, иероглифы, походы в Нубию, пирамиды, и т.д.

XII. Последнее задание команды получают в бортовых журналах, выполняют его все вместе. За каждый правильный ответ 1 балл. (даты можно брать любые, не только по истории Древнего мира, объем на усмотрение учителя).

  • Что было раньше? 2600 г до н.э. или 3000 г. до н.э. (на сколько лет?)
  • 115 г. до н.э. или 115 г. н.э. (на сколько лет?)

Вопросы можно усложнить заданиями по учебнику и атласу.

  • Что было раньше? Взятие персами Вавилона или персидское завоевание Египта?
  • Кто правил раньше? Фараон Тутанхамон или царь Хаммурапи?

XIII. Центр Управления подводит итоги.

XIV. Участники игры путешествуют по Египту. Самостоятельно озвучивают фильм или слайды. Просмотр в/фильма (без звука) или слайд - лекции. ( возможно выставление дополнительных баллов).

XV. Награждение участников игры по номинациям : “Самый активный участник”, “Самый активный болельщик”, “Лучший гид” и т.д.. Выставление оценок.