Цели урока:
- повторить состав числа 8;
- используя связь суммы и слагаемых решать примеры на вычитание;
- закреплять умение составлять и решать задачи;
- учить детей сопереживать героям.
Задачи урока: научить вычитать из 8.
Оборудование урока: воздушный шар с мешками на корзине (на мешках цифры от 0 до 8); герои из книг Н.Носова: Незнайка, Знайка, Пончик, Сиропчик, Самоделкин; машина из геометрических фигур; Цифрозавр; Буратино; выставка книг Н.Носова, музыкальное произведение для детей.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сообщение темы урока.
а) Сегодня на уроке мы должны помочь веселым человечкам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Из них отправится тот, кто выполнит задание, данное Знайкой. Он придумал воздушный шар и решил взять с собой только тех, кто умеет мыслить, думать.
Хотите вы, чтобы герои отправились в путь? Тогда думать и мыслить с героями будем мы. Итак, за дело. Знайка сам решил посмотреть, научились ли вы считать, красиво писать, решать задачи, быть внимательными.
Сегодня на уроке мы научимся вычитать из числа 8; будем составлять и решать примеры.
Работа в тетради.
Открывает тетрадь со словами:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Минутка чистописания. Начнем с того, что покажем как мы умеем красиво писать цифры.
Угадайте, что за цифру мы сегодня напишем?
2 кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя,
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь
Ну, какая цифра я? (8)
Запишем столько 8, сколько воздушных шаров в классе. Внимательно посчитайте и скажите сколько каждый из вас насчитал. (6, 7, 8).
Знайка доволен подрастающим поколением и он может занять место в воздушном шаре.
II. Актуализация прежних знаний и введение нового материала.
Состав числа 8.
Но что это? Воздушный шар захватил Цифрозавр – 8. Он требует выкуп за шар. А выкуп – это знание состава числа 8.
Не откладывай на завтра!
Нужен точный наш ответ
Исполина – цифрозавра победим мы или нет?
На доске
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Дети составляют примеры с ответом 8 (по 2 примера).
1 + 7 | 7 + 1 | 2 + 6 | 3 + 5 | 5 + 3 | 4 + 4 |
- Какое правило использовали при составлении примеров? (при перестановке слагаемых, сумма не изменяется).
Введение нового материала.
Составление примеров на вычитание, основываясь на знании состава числа 8.
8 – 1= 7 | 8 – 6 = 2 | 8 – 5 = 3 | 8 – 4 = 4 |
Цифрозавр побежден и Знайка занимает место в воздушном шаре. Он вам очень благодарен за помощь.
Составление задач по условию и вопросу.
Перед нами Пончик и Сиропчик. Они очень любят попить и поесть и при этом не забывают помыть руки. А вы?
Поэтому Знайка дал им задание придумать задачи.
а) У Пончика в руках вязанка с сушками, ему надо придумать условие к вопросу. Поможем?
Сколько сушек осталось у Пончика?
(Что он мог с ними сделать?)
- Кто расскажет условие и поставит вопрос?
У Пончика было 8 сушек, 3 сушки он отдал Знайке.
Сколько сушек осталось у Пончика?
Из разрезанных цифр составляется решение задачи, называется ответ.
8 – 3 = 5 (с)
Ответ: 5 сушек
б) У Сиропчика стаканы с лимонным и вишневым сиропом. Ему Знайка дал условие, а вопрос надо поставить. Поможем?
У Сиропчика 3 стакана с лимонным сиропом и 5 стаканов с вишневым сиропом.
Сколько стаканов с соком было у Сиропчика?
Из разрезанных цифр составляется решение задачи, называется ответ.
3 + 5 = 8 (с)
Ответ: 8 стаканов Молодцы, дети.
Что это с Буратино?
Да он не из этой сказки.
Сидит Буратино, грустит Буратино. Он ключик не может достать. Ребята, ему помогите, ключик его отыщите.
Поможем, дети?
Физ.Минутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
4. Работа с учебником.
Так, вопросы ставить к условию умеете, придумывать условие к вопросу тоже умеете? А сможете ли решить готовую задачу из учебника?
Стр. 55 № 4
- чтение задачи хором: Витя вылепил 5 ежиков, а Петя на 2 ежика больше. Сколько ежиков вылепил Петя?
Разбор (нам известно, надо узнать)
Что значит на 2 больше? (Это столько же, да еще 2)
Нарисуем условие задачи
0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0
Каким действием будем решать задачу? (сложением)
Запись решения и ответа.
Уже 4 героя готовы к ответу.
Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Машину, на которой приехали веселые человечки, придумал и смастерил Самоделкин. Он хочет узнать сможете ли вы из геометрических фигур смастерить машину.
На партах конверты с геометрическими фигурами. Дети составляют машину.
Вопрос: какие геометрические фигуры вы использовали в своей работе?
- Почему он так называется?
- Почему он так называется?
Решение примеров изученных видов.
Пока дети составляют из геометрических фигур
4 – 3 7-2 Машину, выставляются на геометрических фигурах 7 – 1 примеры на вычитание. (переворачиваются 5-2, 6-2 геометрические фигуры на доске (машина, на которой приехали герои)).
Эти примеры Незнайка решал, как их решать, Незнайка не знал. Ребята ему помогите, примеры его решите.
Все герои с вашей помощью ребята, заняли место в воздушном шаре.
Но шар не летит. Чтобы он полетел, нужно убрать мешки с песком, которые притягивают шар к земле.
III. Работа с новым материалом.
- Каждый из желающих должен взять 2 мешка с теми цифрами, чтобы в сумме они давали число 8.
1 + 7 = 8 и т.д.
IV. Итог урока.
- Чье задание больше всего вам понравилось выполнять?
- Скажем до свидания героям и счастливого пути.
(звучит музыка)
Обращаемся к выставке книг Н.Носова