Цели и задачи:
Обучающие:
- обобщение и систематизация знаний учащихся;
- закрепление основных понятий базового курса;
- ознакомить с историей развития вычислительной техники;
- раскрыть роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества;
- контроль и оценка уровня знаний учащихся.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления, памяти и внимания;
- формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
- формирование основ научного мировоззрения.
Воспитательные:
- воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
- воспитание ответственности, умения принимать самостоятельного решения;
- воспитание духа соревнования;
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к явлениям науки, культуры, общественной жизни.
Форма проведения мероприятия: Аналогия телевизионной игры “Звездный час”.
Оборудование мероприятия:
- компьютер с операционной системой Windows XP и прикладной программой Microsoft PowerPoint,
- проектор, экран,
- демонстрационный файл “Звездный час”,
- для активных участников двусторонние карточки с №№ до 6, по количеству участников и их помощников,
- звездочки для участников и их помощников (не менее 100 штук),
- 8 кубиков с буквами и звездочками
- пирамида с длинным словом.
- бейджи у учителя и всех участников игры с именами.
Место проведения: Актовый зал или учебный кабинет.
Расположения участников игры:
Правила игры
Игра сводится к следующему: ведущий задает вопросы всем участникам игры, на экране высвечивается серия ответов, необходимо выбрать правильный и поднять соответствующую карточку с номером ответа. Карточки с номерами ответов имеют игроки и их ассистенты. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы, т.е. верно поднимать необходимую карточку, знать полный ответ и по возможности собрать наибольшее количество звезд, которые даются за правильный ответ и игроку и ассистенту. При выявлении финалистов игры звездочки игрока и ассистента суммируются. После полного ответа данного ведущим игроки по собственной инициативе могут показать, что они подготовили к звездному часу, за это также получают звезду.
Домашнее задание игрокам.
Подготовить номер художественной самодеятельности (можно совместно с болельщиками и ассистентами), нарисовать плакат, подготовить ребус, кроссворд, изготовить приз победителю, утешительные призы игрокам и т.д.
Ход мероприятия
Учитель (Ведущий): Добрый день, дорогие друзья!
Вас приветствует Елена Валерьевна, бортпроводница звездолета “ЭВМ 08.12.04 11.00 СШ 6”. Полет начался в точно назначенное время, но куда и зачем мы летим? Вы находитесь в звездолете, который совершает экскурсионные полеты по маршруту Земля – Операторомудрия – Земля. При успешном завершении полета все пассажиры получают право продолжить обучение на уроках информационной технологии по курсу Пользователь ПК и называться до присвоения специальности – Компьюмена.
Пока я Вас приветствовала, мы оказались в магнитном поле звезды Программии, которая притянула звездолет. Жители этого созвездия выразили недоверие к пассажирам и решили проверить, действительно ли на борту корабля на первых местах сидят “Великие Операторы”, за ними их умнейшие ассистенты, а так же среди пассажиров находятся находчивые пользователи ПК.
Перед Вами ответы на вопросы (на экране слайд 2), правильно поднятой карточки с номером изображения одновременно Оператора и его ассистента дают возможность лететь вперед на планету Операторомудрия с дополнительной звездочкой спасительницей в руках.
Вопрос:
В 1871 году в английском журнале “Панч” было напечатано стихотворение:
Служа науке, он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математике, решил
Ступить на многотрудный путь, пытаясь
Достичь математических вершин.
Какому изобретателю и ученому посвящено это стихотворение?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 5.
Учитель: Кто из участников полета даст полный ответ?
Любой из находящихся в зале, кроме жюри могут дать ответ и получить звездочку от дежурного. Данная возможность дается в течении всей игры после каждого вопроса и поднятия номеров игроками.
Учитель: Речь идет об английском ученом Чарльзе Бэббидже, главным делом жизни которого, по его словам, были вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Беббидж сконструировал Аналитическую машину – прообраз современных компьютеров.
Жюри: фиксируют верность ответов и сообщают, кто получает звездочку. Все кто правильно ответил на вопрос получают по звездочке и дополнительную звездочку получает “Великий Оператор”, если его ассистент и он сам ответили верно.
Дежурные: раздают звездочки.
Деятельность жюри и дежурных повторяется после каждого ответа произнесенного учителем.
Учитель: Вопрос: в программировании, дисциплине, занимающейся составлением плана действий компьютера, много достижений. Кто является автором первых программ для еще не построенных компьютеров? И что Вы знаете о судьбе этого человека?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 3.
Учитель: Первой женщиной программистом была леди Лавлейс – единственная дочь Джорджа Гордона Байрона. Она была очень талантлива. Была знакома и дружна с Чарльзом Беббиджом, для его аналитической машины она написала программу чисел Бернулли. Умерла молодой (не дожив до 37 лет). Причем надо отметить, что некоторые из предложенных ею терминов и определений фигурируют даже в современных учебниках программирования.
Учитель: Вопрос: 14 апреля 1682 г. в особняке герцогини Д’Эгийон в Малом Люксембурге произошло примечательное событие, описанное поэтом Жаном Лоре: От горничной до герцогини
К математической машине
Проявлен всеми интерес.
И вот однажды некто…
… с большим проникновеньем
Им рассказал про вычисления и логику
И тем исторг глубокий искренний восторг
И в благодарность за беседу
Был удостоен Архимеду.
О какой математической машине идет речь в стихотворении? Кто был ее создателем?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 4.
Учитель: Речь идет о знаменитом французском ученом Блезе Паскале. С 18 лет он работал над созданием математической машины, которая могла бы производить четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готова к 1642 г., но ученый продолжал работу. В 1645 г. арифметическая машина, или Паскалево колесо, было готово.
Учитель: Вопрос: было время, когда сам термин “персональный компьютер” звучал явно невразумительно. Когда эти устройства с пульсирующими” картинками прорвались-таки в наши научные заведения, первое время к ним подходили разве, что уборщики, проводя длительное время в раздумьях, вытирать с этих ящиков пыль или так оно всеё и нужно. Требование о введении даты и времени, возникающее иногда в черноте голого ДОСа, начисто выбивало из рабочего ритма целые подразделения, а судорожное хлопанье по клавише <Pause> после ввода необходимой команды Dir способно было ввергнуть в тяжелые раздумья даже самого продвинутого пользователя. Но потом на экранах засветились сини панельки и стало все иначе.
Кто облегчил (или затруднил – кому как) нелегкую жизнь пользователя?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 1.
Учитель: Питер Нортон – программист самоучка, бизнесмен, журналист, преподаватель, писатель, гуру, коллекционер, меценат.
Для неизбалованного лицензионными программными продуктами российского пользователя имя Питера Нортона ассоциируется с Norton Commander, первым и самым известным файловым менеджером.
Учитель: Вопрос: Известный писатель и поэт сказал “Мы почитаем всех нулями: а единицами себя”. Кто автор этих строк?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 2.
Учитель: Александр Сергеевич Пушкин.
Слайд № 3.
Учитель: Вопрос: “ -- 386 процессор? – уважительно спросил Саша. – И “винт”, наверное, мегабайт на двадцать?” Эти строки из романа Виктора Пелевина “Принц Госплана”, который был написан всего 16 лет назад. К чему Саша относился с трепетом, а нас сегодня не удивляет, а только смешит.
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 5.
Учитель: Жесткий диск, он же винчестер, он же “винт”, он же “блин”, он же HDD. Известен так же, как “постоянная память”. Предназначен для долговременного хранения всей имеющейся в компьютере информации.
Учитель: Вопрос: Что является устройством для работы с дисками (считывания и записи информации)
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 4.
Учитель: Дисковод DVD-ROM предназначен для записи и считывания информации с лазерных дисков, а так же просмотров фильмов.
Учитель: Вопрос: Что является лишним на собрании этих картинок?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 1.
Учитель: Сетевой концентратор не является носителем информации.
Слайд № 4. (см. ниже)
Учитель: Около 200 лет назад на знаменитой улице знаменитого города был открыт “храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет”. В нем были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. При входе гостей встречали механический швейцар, который как бы парил в воздухе и играл на валторне. Всеобщее удивление вызывали лающая автоматическая собака, петух, который хлопал крыльями и вскакивал на перекладину. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки… Где это было?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 2.
Слайд № 4.
Учитель: Санкт-Петербург, Невский проспект.
Учитель: В каком городе был создан первый советский компьютер?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 3.
Учитель: г. Минск
Учитель:
Жителям Операторомудрия мы понравились и они не хотят отпускать, пока мы не ответим еще на 3 вопроса.
Учитель: Перед Вами 6 слов, за каждым стоит специалист определенного рода занятий. На кого из этих специалистов не обучают в учебных заведениях?
Слайд № 5.
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 5.
Учитель: Прожектер – не является специальностью, а характеристика человека составляющего неосуществимые планы, проекты.
Учитель: Кто из выше перечисленных специалистов составляет программные средства шифрования информации?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 3.
Учитель: Криптограф – специалист по составлению программных средств шифрования данных. На криптографов в России учат только в одном высшем учебном заведении при Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте РФ. Институт называется Институт криптографии, связи и информатики.
Учитель: Какой из этих специалистов выполняет работу по управлению или обслуживанию какого-либо сложного устройства или установки?
“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 1.
Учитель: Оператор ЭВМ – профессиональный пользователь, контролирующий работу ЭВМ.
Учитель: Жители планеты Операторомудрии разрешают улететь обратно на Землю кому-то со звездочкой спасительницей в руках, а остальным предлагают набраться уму-разуму.
Учитель: И вот мы летим к родной планете. По дороге домой подсчитываем количество звезд.
Учитель: На планетах Солнечной системы живут мудрые из мудрых, и конечно же, они хотят проверить на мудрость пассажиров звездолета (игра с болельщиками).
Высыпаются кубики.
Учитель: Составьте слова, используя буквы написанные на верхней плоскости кубика (имя существительное в единственном числе Именительного падежа). Время на размышление 1 минута.
Выбираются самые длинные слова.
Учитель: Кто составил самое длинное слово, может получить приз. Но для этого его надо угадать. Вы имеете право задать не более 4 вопросов, на которые Вы получите ответ “Да” или “Нет”.
Идет игра вопрос – ответ при успешном ее окончании вручается приз.
Учитель: Самое большое количество звезд у __________ и _____________ . В последнем состязании нам необходимо определить кто приложил больше умственных усилий, кто взял на себя большую ответственность за удачный полет по маршруту “Земля – Операторомудрия – Земля”? Для этого Вам предлагается словосочетание. Из предложенного словосочетания по правилам анаграммы сформировать слова, связанные с информатикой, связью, электроникой, компьютерами и т.п. В формируемом слове каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в заданном словосочетании. На выполнение задания дается 1 минута. Итак, словосочетание: Кораблестроительный завод.
На стол устанавливается пирамида на ребрах, которой написано Кораблестроительный завод.
Учитель: Время истекло, а сейчас по очереди зачитываем Ваши слова, они не должны повторяться. Если слов больше нет, то можно их заменять своими звездочками и звездочками своего ассистента.
Зачитываются финалистами по очереди слова.
Учитель: Объявляется победитель данного тура.
Учитель: Итак, мы на планете Земля, она встречает нас с радостью. Полет на звездолете “ЭВМ 08.12.04 11.00 СШ 6” завершился без трагических событий, за бортом корабля никого не оставили, а значит получили право продолжить обучение на уроках информационной технологии по курсу Пользователь ПК и называться Компьюменами.
Учитель: В течении всего полета Вы _________ старались и именно поэтому сейчас Ваш Звездный час! Вам предоставляется слово и в Вашу честь _________ звучит музыка!
Звучат фонфары.
Победитель: говорит о своих ощущениях победителя и о игре.
Подведение итогов игры, её анализ со всеми участниками действия, не более 10 минут.
Возможные варианты слов из словосочетания: Кораблестроительный завод.
Абак | Два | Килобайт | Сектор | Терабайт |
Ада | Дек | Килобод | Сеть | Тест |
Анод | Делитель | Клон | Си | Тире |
База | Диск | Код | Сканер | Транзистор |
Байт | Дискета | Ноль | Слот | Трек |
Бейсик | Длина | Один | Среда | три |
Бит | Дно | Остаток | Стек | Триод |
Блик | Забой | Радио | Стиль | |
Блок | Искра | Раздел | Строка | |
Бод | Исток | Растр | Телекс | |
Вектор | Катод | Сбой | Тело |