Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов-музыкантов. Суть проблемы очень серьезна: у детей нет основ навыка пения, их память избирательна и базируется только на ярких впечатлениях, поэтому педагогу важно уметь выразительно показывать новое произведение, ярко изображать музыку и не забывать об охране голоса детей, развивая его. В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками.
Привлекал к себе внимание учителей и заставлял задумываться и такой, например, факт, когда ребенок безошибочно называет сыгранные знакомые песни, замечает внесенные учителем изменения в их мелодию или ритм, играет мелодию песни на музыкальном инструменте, подобрав её самостоятельно, то есть “по слуху”, а спеть её верно не может. Такие “странные” случаи встречаются и среди профессиональных музыкантов, когда люди, безусловно обладающие прекрасным музыкальным слухом, не могут чисто спеть ту или другую мелодию. Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Многие поют “говорком”, у них отсутствует напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они встречаются в любом детском коллективе. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, поэтому их и называют “гудошниками”. Причина этого в большинстве случаев не сенсорная, а функциональная, когда ребенок слышит что поет не тот звук по высоте, что задан учителем, а спеть его правильно не может. Это обычно относится к тем детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов.
Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом. Налаживание этой координации происходит довольно быстро и в подавляющем большинстве весьма успешно, если нет других каких-либо патологических причин. Для них существует своя методика обучения, которая при правильном применении дает хорошие результаты. Педагог должен учитывать, что в каждом случае время для достижения чистоты интонации нужно свое, поскольку все дети индивидуальны.
В большинстве случаев ребенок, гудящий в грудном регистре, как правило, где-то на низких звуках начинает уже правильно повторять простые попевки после нескольких индивидуальных занятий. Если обучение началось с тех тонов, которые ему даны от природы, то есть с примарной зоны с постепенным расширением диапазона по полутонам вверх и вниз, хотя и в весьма ограниченном диапазоне.
Существует метод, когда, перескочив на октаву вверх от примарных тонов “гудошника”, ребенка просят как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом, что поможет переключить его сразу на другой регистр, фальцетный. Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны он не может, а на 6-7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу интонировать заданные тоны и даже мелодии.
Если учитель сумеет настроить голос такого “гудошника” на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Это можно сделать очень быстро, в течение 10-15 минут на одном уроке, однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования. Такая внезапно открывшаяся способность у ребенка имеет для него большое воспитательное значение.
Если учащийся “гудит” или поет всего два – три звука оттого, что он не умеет петь, не знает еще как ему поступить, чтобы повторить голосом услышанный звук – это одно; в этом случае бывает достаточно привлечь его внимание к высоким звукам. Если же ученик не может воспроизвести звуки, наиболее естественные для детей его возраста по состоянию голосового аппарата, то надо постепенно, с большой осторожностью расширять его возможности, помня, что только при этом условии пение будет способствовать музыкальному развитию и устранению дефектов голосового аппарата.
Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь. Причин может быть немало, например: нелюбовь к пению, музыке, стеснительность (в основном у мальчиков), общая вялость, апатичность ребенка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке, неумение петь в коллективе, наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда).
Другая причина фальшивого пения и даже “гудения” объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети 4-6 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – h1 – es2. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Используя в распеваниях упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых занятий прекрасных результатов. Во всех перечисленных случаях (кроме болезни горла) могут быть с успехом применены методы вокальной работы. Установлено, что громкие звуки воспринимаются детьми гораздо труднее, чем тихие или умеренной силы. Детям также легче услышать более высокий звук 1 октавы, чем более низкий. Дело в том, что громкие звуки возбуждают нервную систему, утомляют слух, внимание. Точно также правильные занятия пением улучшают состояние гортани. Если в результате резкого крика в быту или неорганизованного напряженного пения произошло не смыкание связок, появилась хроническая сипота, то систематическое тихое пение, на достигнутой высоте, постепенно приведет к правильным певческим движениям голосового аппарата, появится возможность постепенного расширения диапазона и, наконец, нормального естественного пения.
В практической работе с детьми знание их голосовых возможностей в отношении звукового диапазона, умение грамотно его определить имеет первостепенное значение для правильной организации вокальной работы.
Во-первых, необходимо отыскать в голосе ученика “примарные тоны”, которые совпадают с тонами его спокойной речи.
Во-вторых, следует закрепиться на этой примарной для данного ученика высоте, попросив его протянуть подольше какую-то гласную отдельно или стоящую под ударением в каком-нибудь слове.
В-третьих, используя элементарную попевку, например из трех ступеней вверх и вниз на слог ля, лё, повторять её по полутонам вверх до тех пор, пока у ребенка не появится затруднение при ее исполнении. Появление избыточного напряжения в голосе – признак верхней границы его звуковысотного диапазона. Затем, нужно прослушать звучание его голоса на тонах, расположенных ниже его примарной зоны.
Одним из видов работы по развитию вокальных навыков являются распевания. Распевания состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные качества певческого голоса. Распевания поются в начале урока и выполняют также функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром. К самим распеваниям, к их отбору могут быть предъявлены определенные требования. Во-первых, они должны носить универсальный характер, что особенно важно при коллективных, хоровых занятиях. Во-вторых, принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приемов, используемых педагогом из года в год. В-третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов.
Примером универсальности приемов несомненно является “концентрический” метод М.Глинки. Он включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М.И. Глинкой для систематического их использования из года в год. В них были представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:
1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или центральных) звуков.
2. Объем (диапазон голоса) в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
3. Работать постепенно, без торопливости.
4. Ни в коем случае не допускать форсирования звучания.
5. Петь следует на умеренном звучании.
6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе при пении.
7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Самым длительно формирующимся навыком является дыхание – навык необходимый и сложный. Несмотря на то, что дыхание является едва ли не самым главным навыком, часто заострять внимание детей на нем не следует, потому что с развитием комплекса певческих навыков он тоже привьется. Из сказанного не нужно делать вывод, что говорить ученикам о дыхании не следует вообще. Работа над дыханием не должна быть самоцелью. Важно, чтобы дети осознавали процесс дыхания, а это требует особого педагогического подхода.
Для развития навыков дыхания можно рекомендовать следующие упражнения, пригодные для детей, только начинающих учиться петь и для уже давно занимающихся, но не владеющих певческим дыханием. Эти упражнения можно использовать и на дополнительных занятиях при исправлении интонации:
- спокойный вдох (очень распространенное сравнение – понюхать любимый цветок) и спокойно короткий выдох; вдох и выдох повторить по руке педагога 2 – 3 раза, следить за свободным положением корпуса, головы. Спокойный и плавный вдох и более продолжительный выдох по руке со счетом учителя (раз, два, три … и т.д.). Счет можно постепенно увеличивать с тем, чтобы учащиеся сами считали при выдохе. В этом упражнении очень важно следить за тем, чтобы дети не набирали при вдохе слишком много воздуха;
- взять короткое дыхание и, после небольшого задержания, постепенно выпускать воздух на “ш-ш-ш…” до полного выдоха. При этом следить за тем, чтобы плечи у детей не поднимались;
- долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф…”;
- короткими вдохами через нос вдыхать воздух, не поднимая плеч, положа одну руку на диафрагму. Ощущение надувания шарика. Выдох происходит при наклоне корпуса вниз.
Сравнительная характеристика параметров музыкального развития у детей с пониженным уровнем и нормальным, хорошим уровнем певческой подготовки позволяет определить виды работы с отстающими детьми.
Параметры | Неудовлетворительный результат | Хороший результат |
Музыкальный слух | Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону | Чистое интонирование по всему диапазону |
Способ звукообразования | Твердая атака | Мягкая атака |
Тембр голоса | Тусклый, сиплый, резкий, глухой | Чистый, легкий, светлый, звонкий |
Диапазон | В пределах терции, кварты | В пределах октавы, шире октавы |
Дикция | Нечеткая. Пропуск согласных, искажение гласных | Ясная. Согласные твердые, активные; гласные округленные, но не расплывчатые |
Дыхание | Судорожное, поверхностное. Вдох перегруженный, выдох ускоренный, дыхание шумное | Спокойное, тихое, ровное. Вдох оптимальный, выдох сохраняет дыхательную установку |
Музыкальная эмоциональность | Вялое, безразличное пение. При слушании музыкального произведения ребенок рассеян, невнимателен, не проявляет интереса к музыке | При исполнении песен активен. Поет в характере произведения. Любит слушать музыку, внимательно слушает и понимает ее |
Работа проходит значительно эффективнее, если ученики осознают свои ошибки, умеют отличить хороший результат от плохого. Мышление активизируется, когда дети находятся в бодром, эмоционально-приподнятом настроении, оставаясь при этом внимательными. Тогда восприятие музыки вызывает довольно глубокие эмоциональные реакции певческого процесса.
Итак, спешить с определением музыкальных данных нельзя. Действительно, можно ли сказать, что у человека нет музыкального слуха или отсутствуют музыкальные способности только на основании его пения? Нет. Из практики известно, что число детей, фальшиво поющих в группе, постепенно уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт фальшивого пения требует внимательного отношения, выяснения его причин. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, внимательно занимаясь с отстающими детьми, педагог сможет решить большую задачу – приобщить всех детей к хоровому пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры.