Ожидаемые учебные результаты:
знания
- Объяснять, кто такой предприниматель, что такое прибыль;
- Называть формы предпринимательства;
умения и навыки
- Разъяснять сущность предпринимательской деятельности;
- Моделировать поведение предпринимателя в данной экономической среде;
- Работать в группе, выступать публично;
отношения, ценности, внутренние установки
- Выражать свое отношение к современным предпринимателям;
- Содействовать формированию положительной мотивации к урокам обществознания через игру;
Основные используемые понятия:
- предпринимательство,
- прибыль,
- индивидуальное предпринимательство,
- партнерство,
- корпорация,
Основная деятельность на занятии:
Деловая игра по группам.
Ресурсы к занятию
- Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам.
- Приготовить листы ватмана по числу групп и фломастеры.
- Приготовить жетоны для голосования.
- Результаты соцопроса населения поселка (микрорайона).
Ход урока (45 мин.)
1. Мотивация (5 мин.)
Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала “деловому человеку”.
Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:
- Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
- Владеешь звездами?
- Да.
- А для чего тебе владеть звездами?
- Чтобы быть богатым.
- А для чего быть богатым?
- Чтобы покупать новые звезды, ели их кто-нибудь откроет.
“Он рассуждает почти как тот пьяница”, - подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
- А как можно владеть звездами?
- Звезды чьи? – ворчливо спросил делец.
- Не знаю. Ничьи.
- Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
- И этого довольно?
- Ну, конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.
- Вот это верно, - сказал Маленький принц. – И что же ты с ними делаешь?
- Распоряжаюсь ими, - ответил делец. – Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако Маленькому принцу этого было мало.
- Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, - сказал он. – Если у меня есть цветок, я его могу сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь унести звезды!
- Нет, но я могу положить их в банк.
- Как это?
- А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
- И все?
- Этого довольно.
По отрывку задайте вопросы.
Чем занимается “деловой человек”? (открывает новые звезды и владеет им).
Зачем он это делает? (он может ими распоряжается).
Как он распоряжается звездами? (считает их, пересчитывает, количество звезд записывает на бумажке и эту бумажку запирает в ящике на ключ).
Можно ли “делового человека” назвать предпринимателем?
Кто такой предприниматель?
Какие особенности поведения предпринимателя вам знакомы?
2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)
3. Новый материал (6 мин.)
Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль. Стремление к прибыли – основной мотив его деятельности.
Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек от выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.
<Рисунок1>
<Рисунок2>
Совместно с учащимися разбираем схемы.
Что необходимо для того, что бы наладить собственный бизнес? (наличие средств, определение спроса, реклама, учет рисков).
Одной из главных целей предпринимательства является удовлетворение потребностей общества.
С вашей помощью был проведен социологический опроса жителей нашего поселка (микрорайона). В опросе приняло участие 40 человек.
№ п/п | Какие потребности в товарах и услугах не реализованы в вашем микрорайоне, поселке? | Кол-во человек | % |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Ночной клуб, центр развлечения Супермаркет Автомойка, станция техобслуживания Каток Пекарня Баня Площадка для катания на скейтбордах, Детский сад Рынок |
9 7 5 5 4 3 3 2 2 |
22,5 17,5 12,5 12,5 10 7,5 7,5 5 5 |
Можно ли считать данный соцопрос объективной картиной?
Все ли категории жителей он учитывает?
Какие виды предпринимательства отражены в данном соцопросе? (сфера услуг).
Почему не отражена производственная сфера? (потребитель заинтересован в конечном продукте и не думает о производстве). Но вы можете открыть производственное предприятие.
4. Интерактивная часть (28 мин.)
4.1. Разъяснение задания (3 мин.)
Вы объединены в три группы. В группах вы должны будете подготовить, а потом перед другими группами презентовать свой вариант фирмы в нашем поселке (микрорайоне). При выполнении задания пользуйтесь памяткой для создания фирмы, а также помните, что основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли и удовлетворение потребностей общества.
Памятка для создания фирмы.
- Основная направленность деятельности (что будете производить?).
- Средства на открытие предприятия.
- Название предприятия.
- Место расположения вашего предприятия в поселке.
- Рекламная компания по продвижению своего товара (виды рекламы).
- Правовая форма предприятия (индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорация).
- Основной потребитель вашего товара (для кого производить?).
Свою презентацию оформите на ватмане.
4.2. Подготовка к проведению презентации (8 мин.)
Во время подготовки продолжайте консультировать ребят, если у них есть вопросы.
4.3. Демонстрация презентации (15 мин.)
Каждой группе дается 2-3 минуты, чтобы продемонстрировать свою презентацию. Представители других групп могут задавать по 2 вопроса.
Почему вы выбрали именно это предприятие?
Это сфера услуг или промышленное предприятие?
Почему не открыли производство чего-либо? (нет быстрой прибыли, не выгодно, информационное общество способствует производству услуг и т. д.)
Почему не открыли магазин розничной торговли? (Конкуренция)
4.4. Голосования по итогам презентации (2мин.)
Предварительно раздайте разноцветные жетоны для голосования по числу групп. Группа за себя не голосует. Подведите итоги голосования.
Почему данное предприятие набрало наибольшее количество голосов?
5. Подведение итогов (5 мин.)
Кто такой предприниматель?
Можно ли “делового человека” назвать предпринимателем?
Назовите основные цели предпринимательской деятельности.
Каков залог успешной предпринимательской деятельности?
Ваше отношение к современным предпринимателям.