Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе наблюдается усиление интереса к праву, что свидетельствует о становлении в России основ правовой государственности. Широкие слои молодёжи стремятся познать основы права и государства в разнообразных учебных заведениях: от общеобразовательных школ до ВУЗов. И это понятно, ведь незнание законов не освобождает от их выполнения. Многие преступники используют в своих целях подростков, сознательно обманывая их, уверяя, что их возраст позволит избежать наказания. Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её “Я”, затем (условно) круги “Основы административного права в России”. Далее рассматривается более широкий круг “Основы уголовного права в России”. Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип-диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обуславливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).
Общие цели программы:
1. Основная цель рекомендуемой программы - способствовать образованию гражданина демократического, правого государства, воспитанию цивилизованного отношения к собственности, а также правовой культуре.
2. Изучая предложенную программу, учащиеся должны осознать, что право в демократическом государстве стремится придерживаться принципов, среди которых главные: равенство, справедливость, демократизм, гуманность, общечеловечность.
3. Помочь каждому учащемуся овладеть основами правовых знаний, постоянно повышать свою правовую культуру.
4. Доказать, что право способно помочь в непростой жизненной борьбе.
5. Содействовать ранней профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
6. Способствовать выбору профессии.
7. Создать условия свободного ответственного выбора профиля обучения.
Задачи программы:
1. Дать чёткие представления о государственной службе, задачах, стоящих перед органами власти, правах и обязанностях граждан в сфере управления.
2. Добиваться четких знаний, в чём состоят и чем опасны административные правонарушения, какие взыскания устанавливает закон за их совершение.
3. Познакомить с основными вопросами уголовного права: понятиями и видами преступления, основными особенностями Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Уделить внимание понятию индивидуализации ответственности в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, а также личности виновного.
5. Учить анализировать документы, статьи Конституции РФ, законов и других правовых актов. 6. Знакомить и учить пользоваться правовой терминологией.
7. Способствовать подготовке выступлений на правовые темы перед одноклассниками и младшими школьниками, обсуждению правовых и моральных проблем.
8. Учить умению давать морально-правовую оценку своим поступкам, действиям других.
9. Учить применять правовые знания для объяснения фактов окружающей жизни, имеющих юридическое значение, при выборе правильного способа поведения, защите своих прав.
10. Побуждать интерес к законам.
Записка в форме вопросов и ответов
№ | Вопросы | Ответы |
На каком содержательном материале построен курс? | На основе государственной программы Право и политика-М.: Просвещение, 1997. Учебное пособие для 9 класса Право и политика- М.: Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к учебнику А.Ф. Никитин. Административное право. Уголовное право - М.: Дрофа, 2000. Основы государства и права России.- Волгоград: Учитель, 1997. | |
Виды деятельности учащихся? | Знакомство с теоретическим материалом, практикум, (задания, тесты, таблицы), подготовка докладов и выступлений, работа над редакцией существующих законов, предложение своих проектов. | |
Чем качественно отличается от базового? | Качественно отличается тем, что “Основам административного права России” и “Основам уголовного права России” уделяется особое внимание. Используется дополнительный материал для углубленного изучения (указанные выше), предусмотрено знакомство с кодексами, встреча с представителями правоохранительных органов. | |
Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе будущего профиля? | Способствовать осознанному выбору профиля обучения, возможен выбор профессии. | |
Каким материалом обеспечена программа? | Учебное пособие для 9 класса. Право и политика-М.: Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к учебнику А.Ф. Никитин. Административное право. Уголовное право.- М.: Дрофа, 2000 | |
Какова доля самостоятельной работы ученика? | Учащиеся готовят доклады, выступления, выступают перед одноклассниками, младшими школьниками, знакомятся с существующими законами. | |
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к будущему про филю? | Анкетирование в начале и в конце изучения программы, создание творческих работ. | |
Каковы критерии успешности учащихся? | Учащиеся получают зачёт, при условии выполнения трёх работ, одна из них письменная, представленных в процессе изучения программы, за все дополнительные работы дополнительные баллы. |
Содержание курса и учебной деятельности.
Всего - 14 часов.
Административное право - 6 часов.
Уголовное право - 8 часов.
Ссылка на цели и задачи | Кол-во часов | Темы занятий | Деятельность учащихся |
Цели: N1, 2,3,6,7 Задачи: N 1,6 |
1 час. | Введение. Анкетирование. Понятие и сущность. | Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Знакомство с теоретическим материалом Знакомство со словарными словами: понятие право, система. |
Цели: N1, 2,3,6,7 Задачи: N 1,6 |
1 час | Органы исполнительной власти | Знакомство с теоретическим материалом. |
Цели: NI, Задачи: N 1,6 |
1 час | Государственная служба | Беседа о спорном и бесспорном. |
Цели: NI, 2,3,6,7 Задачи: N 2,6 |
1 час | Административные правонарушения против личности и общественной жизни | Знакомство с теоретическим материалом Учащиеся высказывают своё мнение. Выбирают правильный способ поведения. |
Цели: NI, Задачи:2,3,6,7 | 1 час | Административные взыскания | Знакомство с теоретическим материалом |
Цели: N6, Задачи: N 2,6. |
1 час | Административная ответственность несовершеннолетних | Учащиеся выбирают темы сочинений, докладов, сообщений. |
Задачи: N5,7,8,9 | 1 час | Выступают с докладами и сообщениями | |
Задачи: 10 | 2 часа | Практикум | Выпускают стенгазеты, плакаты, составляют кроссворды, работают над редакцией существующих законов, предлагают свои проекты |