Открытый урок. Окружающий мир. "Мир глазами эколога"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами нашего края, которые необходимо решать на современном этапе.
  2. Развивать познавательную активность детей.

Ход урока

1. Орг. Момент.

Что будем делать на уроке?

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

2. Обсуждение темы урока.

На доске: Мир глазами

3. Повторение пройденного.

Закройте глаза и послушайте: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша Земля (дети открывают глаза и видят глобус). Жизнь началась. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.”

А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

А что необходимо для жизни растений и животных? (вода, свет, тепло, почва…)

А без чего не могут жить люди? (одежда, телефон, телевизор…)

Всегда ли человек так жил?

А как жил человек раньше? (давно)

Он брал у природы самое необходимое?

Кем же был раньше и кем стал сейчас человек для природы прочтем в учебнике статью “Сын или покоритель” (стр. 47 с третьего абзаца чтение “по цепочке”)

4. Работа над новым материалом.

Что решил человек?

К чему привело такое решение?

Может ли человек господствовать над природой?

Каждый знает как нужно содержать в чистоте свое рабочее место, комнату, квартиру. А вот для наведения порядка в окружающем нас мире нужны хорошо подготовленные специалисты. Как они называются мы узнаем, если поставим числа в порядке убывания (карточки на наборном полотне).

1580 185 1508 1805 1850 1085
о г л к э о

Получили слово “эколог” (вернуться к теме урока и открыть табличку).

Что такое экология? (чтение определения по словарю)

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня не малые потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологический кризис.

Относятся ли эти понятия к экологии нашего края?

Обратимся к карте нашей области.

На берегу какого моря мы живем?

Что обозначает зеленый и синий цвет на карте?

Рассмотрим две проблемы (две экологические задачи):

I – Как защитить море.

II – Как спасти лес.

5. Физкультминутка.

6. Составляем опорные таблицы (на доске)

Работа над пословицей: Срубил дерево – посади десять.

Справка: Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для дыхания одного человека.

Задача: Сколько должно быть деревьев около школы, если в ней учится 800 учащихся?

7. Вывод.

Как мы должны относиться к окружающей природе?

Что должны делать?

А что не должны делать?

Ваши ответы говорят о том, что вы небезразличны к экологическим проблемам, вы думаете о будущем нашей планеты.

Обращение к фотостенду “Юные экологи”.

Кто из вас хочет стать экологом? (обратить внимание детей на выставку книг).

8. Закрепление.

Может ли планета заболеть?

Может ли один человек вылечить ее?

Чтение учащимися текста из учебника стр. 52 “Лечить планету сообща”.

А что можешь сделать ты?

9. Тест “Полезное дело” (самооценка).

10. Работа в группах. Составление картинки из пазлов.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание: Обсудить с родителями вопрос “Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы (экологический календарь)”.

Оборудование урока: учебник, выставка книг, фотостенд, таблички, рисунки и поделки детей, карта, глобус, сборник тестов, экологический словарь, стихи о природе, пословицы, цитаты о природе.