Программа факультативного курса "Я и мир" для 1—4-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

Разделы: Начальная школа


Курс “Я и мир” разработан для учащихся начальных (1 – 4) классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и рассчитан на 34 часа в год. Курс предназначен для расширенного, более детального изучения окружающей действительности учащимися с нарушением интеллекта.

Учитывая педагогическую идею школы: “Формирование у учащихся нравственных черт в сознании, поведении и трудовой деятельности”, предполагается основную цель курса акцентировать на повышении всех видов внимания, памяти учащихся, формировании навыка самоконтроля, адекватности чувств, вырабатывании положительных привычек поведения, воспитании умения анализировать свою деятельность. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Методология изучения курса:

1. Поэтапное формирование знаний о человеке, природе, обществе, от простого знакомства друг с другом к пониманию своего и чужого психологического состояния, осознанного выбора и принятия верного решения.

2. Особое внимание уделяется деятельности человека в процессе игры, учебы, труда, общения. Это позволяет усвоить морально-этические нормы, принятые в обществе, способствует социализации личности.

3. Формируя суждения о человеке, природе, обществе ученик получает возможность высказывать собственное мнение. При этом обязательно акцентируется внимание на общечеловеческих ценностях. Большое внимание уделяется формированию адекватной самооценки.

Цели позволяют сформировать принципы преподавания курса:

  • отбираемый материал должен быть актуальным по отношению к субъектному опыту учащихся, способствовать созданию на уроке благоприятного психологического климата;
  • материал должен быть доступным и усложняться по мере взросления учащихся, чтобы в ходе его усвоения могли развиваться интеллект, умения, навыки, т.е он должен способствовать развитию личности;
  • содержание материала должно быть деятельностным и личностно- ориентированным;
  • отобранный материал должен реализовывать принцип воспитывающего обучения, т.е. создавать оптимальные условия для формирования у детей положительных привычек, стойких нравственных качеств.

Цель и методология курса определили технологию обучения. Базовой технологией является педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (личностно-ориентационный подход). Также используется технология уровневой дифференциации. Целевая ориентация данной технологии такова:

  • обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
  • приспособление (адаптация) обучения и особенностей каждого учащегося.

Технология определила методики: cюжетно-ролевые игры, разнообразные по форме практические упражнения, беседы, наблюдения. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием.

Технология определила приемы деятельности учителя: сюжетно-ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, инсценировки, сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, наглядные опоры; и типологию уроков: урок-экскурсия, урок-игра, предметные уроки, демонстрация учебных кинофильмов, наглядных пособий, практические работы, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС (34 часа)

Мир людей. (26 ч.)

1. Знакомство. Узнаем друг друга.

Как можно познакомиться? Какие способы знакомства можно использовать с людьми разного возраста: маленький ребенок, взрослый человек, сверстник, старый человек.

2. Все люди разные.

Сравнение двух кленовых листьев, двух облаков. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Умение считаться с различиями между людьми.

3. Мои возможности.

Представления о своих потенциальных возможностях. Любимые сказки, мультфильмы. Сказочные герои, на которых хотелось бы быть похожими.

4. Уважая себя, уважай других.

Уважительное отношение к людям, их привычкам, готовность помогать и уметь принимать помощь от других. Умение выражать положительные эмоции или свое недовольство.

5. Как мы разрешаем конфликты.

Что становится причиной ссоры? Какую роль играют в этом обидные слова? Привести примеры наиболее часто встречающихся в школе конфликтов. Можно ли обойтись без ссоры?

6. Товарищество и дружба.

Начальные представления о товариществе и дружбе, умении их поддерживать. Определение “Правил дружбы”.

7. Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи.

Различать и называть предметы, необходимые для приема пищи. Сервировка стола перед едой. Гигиенические процедуры перед едой. Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом. Какие продукты полезны для здоровья, а какие нет.

8. Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания.

Предметы одежды и обуви. Одевание и обувание при участии педагога. Как складывать и вешать снятую одежду, щнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать пуговицы, молнии, кнопки и т.д.

9. Игры и упражнения, направленные на формирование навыка адекватного поведения.

Как здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Взаимовыручка и помощь друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Пропускать друг друга в помещениях школы, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь.

10. Мальчики и девочки.

Особенности поведения мальчиков и девочек. Какой должна быть девочка, и каким должен быть мальчик. Уважительное отношение мальчиков и девочек друг к другу. Что девочкам нравится в женщинах? Кто для них является примером? Что мальчикам особенно нравиться в мужчинах? Кто для них является примером? Различие в одежде мальчиков и девочек? Закрепление позитивного отношения мальчиков и девочек друг к другу.

11. Давайте жить дружно.

Ближайший мир, окружающий ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена членов семьи. Первоначальное представление о роли семьи в жизни человека. Заботливое отношение в семье друг к другу. Забота ребенка о других членах семьи. Домашние обязанности и увлечения членов семьи. Идея о важности взаимопонимания, взаимоподдержки.

12. Мой дом.

Что такое дом? Какие бывают дома? Кто живет в домах? Какие слова вспоминаются, когда говорим слово “дом” (мама, папа, тепло, уют и т.д.)? Что нужно делать, чтобы дом был всегда светлым, радостным, счастливым? Педагог подводит к осознанию того, что свой дом нужно любить и беречь.

13. Мои любимые игры и игрушки.

Названия игрушек, их назначение. Что происходит с игрушками с течением времени? Почему на смену одним игрушкам приходят другие. Расширение представлений детей о роли игр и игрушек.

14. Предметы, которые меня окружают.

Актуализация представлений детей о роли предметов в жизни человека. Демонстрация иллюстраций, представляющих предметный мир разных эпох (русская печь - микроволновая печь; керосиновая лампа – светильник; тряпичная кукла – кукла “Барби”). Какое значение имеют предметы, окружающие человека? Ценность предметов старины для человека. Описание хорошо известных предметов из школьного обихода и из того, что находится вокруг школы, например: цветы, мел, книги и т.д.

15. О правилах поведения на улице.

Как себя вести, если кого-нибудь обгоняешь или случайно задел прохожего? Несоблюдение правил уличного движения - признак невоспитанности. Куда бросать конфетные обертки и шкурки от апельсина? Правила поведения при встрече со знакомым человеком. Оказание помощи инвалиду или пожилому человеку.

16. О правилах поведения в транспорте.

Автобус, троллейбус, трамвай – самые привычные виды городского транспорта. Маршрутное такси – самый комфортный, но и самый дорогой вид транспорта. Правила посадки в общественный транспорт. Беседа о необходимости уступать место инвалидам, пожилым людям и матерям с маленькими детьми; о непозволительности громких разговоров, об обязательной оплате проезда. Прием пищи в общественном транспорте – верх неприличия.

17. О правилах поведения в театре.

О воспитанности человека говорит уже его внешний вид. К началу представления лучше не опаздывать. Как пройти на свое место, если оно находится в середине ряда. Беседа о недопустимости во время спектакля разворачивать конфеты, жевать и т.д. Правила поведения в театре после окончания спектакля.

18.Золотые правила этики.

Человек живет не один, а среди людей – в обществе. Значение и употребление в речи слов: здравствуйте, спасибо, простите и т.д. Почему люди часто употребляют в речи вежливые слова? Можно ли обойтись без них? Перечисление детьми вежливых поступков. Почему приятнее быть вежливым человеком?

19. Подари другому радость.

Зачем человеку нужна радость? Беседа по содержанию стихотворения М. Карена “Радость”. Как оказывать и принимать знаки внимания. Выражение чувств радости и удовольствия.

20. Добро и зло.

Сущность понятий “добро” и “зло”. Каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Отличительные признаки эмоциональных состояний человека по мимике, жестам, пантомимике.

21. Наше настроение.

Сущность понятия “настроение” и его проявление у добрых и злых людей. Изменчивость настроения. Способы управления настроением.

22. Хорошо ли быть злым.

Продолжение знакомства с понятиями “добро” и “зло”. Побуждение к оказанию помощи; конструктивные способы снятия напряжения, связанного с чувством злости.

23. Учимся справляться с гневом.

Упражнения в регуляции своего эмоционального состояния; знакомство со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

24. Что делать, если ты злишься.

Продолжение знакомства детей со способами снятия напряжения. Различие добрых и злых чувств и поступков. Закрепление способов саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).

25-26. Обобщение.

Здоровье. (4 ч.)

27. Что такое здоровье?

Первоначальное понятие “что такое здоровье”. Анализ самоощущений больного и здорового человека. Возможности деятельности больного и здорового.

28. Режим дня – залог здоровья.

Режим дня ученика 1 класса, его характеристики. Режим дня и здоровье.

29. Чистота – залог здоровья.

Правила личной гигиены, их содержание, значение для охраны здоровья. Части тела. Предметы санитарии и гигиены. Быть чистым - красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Утренний и вечерний туалет: мытье рук, лица, вытирания насухо полотенцем. Где хранят предметы туалета. Пользование носовым платком.

30. Обобщающий урок по теме “Здоровье”.

Мой родной край. (4 ч.)

31. Мой город.

Название родного города. Чем интересен наш город? Что есть в нашем городе? Назначение объектов. Отношение людей к объектам. Оборудованию, зеленым насаждениям, животным. Оценка примеров разного отношения. Определение своего отношения к объектам и оборудованию в городе. Что портит красоту твоего города?

32. Транспорт моего города.

Виды городского транспорта. Названия и назначение отдельных видов транспорта. Необходимость пользования транспортом.

33. Улица, на которой расположена школа. Урок-экскурсия с целью ознакомления с достопримечательностями улицы, на которой расположена школа.

Название улицы, номер дома, в котором расположена школа. Номера других домов. Здания, находящиеся на улице, тротуары, скверы.

34. Обобщающий урок по теме “Мой родной край”.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1 класса.

Учащиеся должны знать:

  • что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  • о роли руки и слов в общении;
  • об уважительном отношении к людям, их привычкам;
  • о правилах приема пищи;
  • о правилах одевания и раздевания;
  • о роли семьи в жизни человека;
  • об отношении к своему дому;
  • об отношении к окружающим предметам;
  • о правилах поведения на улице, в транспорте, театре;
  • о способах управления настроением;
  • свой режим дня;
  • простейшие правила личной гигиены, их значение для сохранения здоровья;
  • о сущности взаимопомощи, взаимозаботливости в семье, классе, школе, на улице;
  • что такое город, достопримечательности своего города;
  • разнообразие транспорта своего города;
  • об улице, на которой расположена школа.

Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать окружающий мир;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • выполнять простейшие обязанности в семье;
  • соблюдать правила личной гигиены.

Программу факультативного курса “Я и мир” для 2-4 классов смотрите в Приложении 1.