Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир + развитие речи) по теме: "Нефть - черное богатство Оренбуржья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с заметкой как с жанром публицистического стиля;
  • совершенствование умения работать с научно-популярной литературой;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом;
  • изучение свойств нефти и продуктов её переработки
  • развитие навыков информативного чтения, связной речи, наблюдательности
  • пополнение словарного запаса учащихся
  • формирование активной гражданской позиции, стремления к саморазвитию, познавательного интереса

Оборудование:

  1. Газета “Оренбуржье” - ватман
  2. Блокноты
  3. Листочки для написания заметок
  4. Физическая карта Оренбургской области
  5. Тексты: стихотворение, научно-популярная статья
  6. Энциклопедии
  7. Музей: полезные ископаемые, поделки из глины, книги об Оренбургской области, портреты знаменитых людей, посетивших область, “Живая вода”
  8. Карточки: свойства нефти, профессии
  9. Пробирки с нефтью
  10. Стаканы с водой
  11. Штативы
  12. Лотки
  13. Стеклянные палочки
  14. Салфетки
  15. Сухое горючее
  16. Коллекция продуктов переработки нефти
  17. Выставка предметов, полученных из продуктов переработки нефти
  18. Микрофоны
  19. Магнитофон
  20. Видеомагнитофон
  21. Телевизор
  22. Видеокассеты с записями сюжетов: нефтяная вышка, Бузулукский бор, красоты Оренбургской области
  23. Аудиокассета с песней “Степные дороги”. Муз. А. Цибизова, ел. П. Рыкова

Ход урока

1 часть

1 Мобилизующее начало

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. А как вы думаете, почему?

- Сегодня, 7 декабря - день рождения Оренбургской области.

2. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о нашей области и об одном из её природном богатстве - нефти.

3. Психологическая подготовка

- Как сделать так, чтобы об этом узнали остальные ученики нашей гимназии? (выпустить газету)

- Хотите выпустить свою газету? Как её можно назвать?

- Давайте представим себе, что вы журналисты, а я, ________________ у вас главный редактор и мы работаем в редакции газеты “Оренбуржье”.

- Сегодня в день рождения Оренбургской области мы должны выпустить праздничный номер.

- Я, как главный редактор, даю вам задание. Вы должны собрать информацию о нашей области, о нефти, о людях, связанных с добычей нефти и зафиксировать основные сведения в своих блокнотах.

- Из каких источников вы можете получить эти сведения? (из книг, телевидение, радио, Интернет, интервью)

- Одним из источников информации являются книги. Где можно взять книги? (в магазине, библиотеке)

- Верно. И я предлагаю вам отправится в нашу библиотеку. Перед тем, как пойти в библиотеку, вы получите задание.

(учитель раздаёт карточки из цветной самоклеющейся бумаги)

- Объединитесь в группы по цвету карточек, и в библиотеке сядьте группами. Это поможет вам при работе.

2 часть

РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ.

Столы в классе расставлены для работы по группам

1. Мобилизующее начало

- Здравствуйте, уважаемые журналисты. Я рада видеть вас в нашей библиотеке. Я работник библиотеки. Меня зовут _____________________.

2. Постановка целей и задач.

- С какой целью вы посетили нашу библиотеку? (Нам для заметки необходимы сведения об области, о нефти, о людях, которые её добывают)

- Я постараюсь вам в этом помочь.

3. Психологическая подготовка

- Вы пришли в нашу библиотеку в праздничный день.

- Какой сегодня праздник?

- Много песен и стихов сложено о нашем крае. Я предлагаю вам прочитать стихотворение оренбургской поэтессы Веры Шишкиной “Мой край” и назвать символы Оренбургской области

(стихотворение читают подготовленные ученики)

В наш край Оренбургский нельзя не влюбиться,
А если вас спросят - вы родом откуда?
Скажите: пуховый платок и пшеница
И вас, я уверен, узнают повсюду.

А тем, кто на свете не видел ни разу,
Как ветер горячий над пашнею кружит,
Скажите, что это край нефти и газа
И каждая стройка как песня о дружбе.

- Что же является символами нашего края?

- Всё это богатство нашей области.

4. Работа по карте

- В нашей библиотеке в отделе картографии много карт. Я предлагаю вам сначала обратиться к физической карте. Посмотрите на карту нашей области.

Оренбургская область одна из крупнейших областей в Российской Федерации, и располагается на границе Европы и Азии.

- Какими полезными ископаемыми богата Оренбургская область? (газ, нефть, соль, медь,... )

- Обратите внимание на западную часть нашей области. Каких полезных ископаемых больше всего?

- Главным богатством западной части Оренбургской области является нефть

5. Чтение статьи. Работа по группам

- В отделе научно-познавательной литературы поработайте со статьёй, прочитав которую вы сможете ответить на вопросы.

(каждая группа получает вопрос)

1) Кто находит месторождения нефти?

2) Как добывают нефть?

3) Как было найдено первое месторождение в Оренбургской области?

4) Особенности первого Оренбургского месторождения.

5) Первооткрыватели Оренбургской нефти

- Фиксируйте сведения в своих блокнотах по своей теме.

(читают статью)

Ответы на вопросы

- Подведём итог. С добычей нефти непосредственно связаны люди каких профессий?

(карточки - ГЕОЛОГИ, БУРИЛЬЩИКИ, ИНЖЕНЕРЫ, РАБОЧИЕ)

- Как вы думаете, какая профессия самая главная?

- Правильно, все профессии важны. И это действительно так.

- Уважаемые журналисты, вы узнали как добывали нефть раньше. В нашей библиотеке есть видеоматериал о том, как сейчас в наших оренбургских степях работают нефтяники, используя современное оборудование.

(ВИДЕОСЮЖЕТ)

6. Работа с энциклопедиями.

- А теперь я советую обратиться к энциклопедиям, которые лежат у вас на столе. Поработайте с энциклопедиями самостоятельно, найдите интересную информацию о нефти, зафиксируйте в своих блокнотах.

- Какие интересные сведения вы нашли?

Зачитайте. (зачитывают 2-3 человека)

- Эта информация поможет вам в дальнейшей работе.

7. Интервью

- Где ещё, и как помимо книг, энциклопедий журналисты могут получить нужную информацию? (взять интервью)

- В нашей библиотеке сегодня много гостей, жителей нашего города. Я думаю, они помогут получить сведения о нашей области. Ведь о ней вы тоже должны будете упомянуть.

Интервью берут дети

- Сколько лет исполняется нашей области сегодня? (70 лет)

- Что составляет богатство Оренбургской области?

- Какие известные люди бывали в нашей области?

- Чтобы вы хотели пожелать нашей области в день её 70-летия?

7. Посещение музея

- Достаточно ли информации вы получили в нашей библиотеке?

- Рядом с нами находится краеведческий музей, куда вас и наших гостей я сейчас приглашаю. (дети и гости урока выходят в коридор, где организован музей)

(экскурсоводы - дети)

Родное Оренбуржье!
Богатая и вольная земля.
Берёзы белые, пшеница...
Здесь я живу, здесь родина моя!

Здесь Пушкин “.. . дочку” написал,
А Даль врачом работал,
Здесь Пугачёв народ поднял.
Дрюон к нам в гости приезжал,
Автограф нам оставил.

Шумит в полях высокая пшеница,
На всю страну известен каравай.
Ну как, скажи тобою не гордиться,
Мой Оренбургский, милый сердцу край!

Зимой морозной вьюга ночью злится,
К утру сугробы стынут у дверей
Здесь чудо - шали вяжут мастерицы,
Что греют плечи наших матерей.

Мой край!
Ты величав и в праздники и в будни,
Земли богаче в мире не найду.
Ты всё сберёг и щедро отдал людям:
И нефть, и газ, и медную руду.

Мы предлагаем вам “Живую воду” –
источник молодости, силы, красоты,
“12 витаминов” от природы
от всей души вас угощаем мы.

- Мы с вами достаточно много узнали о нашей области, о нефти, о людях, связанных с добычей нефти. Но не говорили о свойствах нефти, о продуктах её переработки. У нас не было возможности практически поработать с нефтью. Всё это вы сможете сделать в научно-исследовательской лаборатории Института нефти и газа, который находится в нашем городе.

(дети и гости урока переходят в соседний класс, оборудованный под лабораторию)

3 часть

ЛАБОРАТОРИЯ

1. Мобилизующее начало

- Здравствуйте, журналисты.

Вы находитесь в лаборатории Института нефти и газа им. Губкина. Я научный сотрудник института __________________

2. Постановка целей и задач

- Какова цель вашего визита в лабораторию?

- С удовольствием вам помогу. Здесь вы познакомитесь со свойствами нефти и узнаете, как эти свойства используются человеком.

3. Техника безопасности

- Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь, уважаемые журналисты с техникой безопасности.

1) Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус.

2) При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к лицу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3) Без указания лаборанта не смешивать вещества.

4) Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

4 Выявление свойств нефти

- В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования вы выявите свойства нефти по плану.

(Учитель обращает внимание на доску. План дан на доске. Читают. )

1. Агрегатное состояние
2. Цвет
3. Запах
4. Маслянистость
5. Плотность
6. Растворимость
7. Горючесть

(На доске рядом карточки с названиями свойств, в процессе работы учащиеся выбираются нужные)

(тёмное, бесцветное, жидкое, газообразное, твёрдое, резкий, без запаха, легче воды, тяжелее воды, растворимое, не растворимое, маслянистое)

1) - Определим первое свойство.

Возьмите пробирку с нефтью. В каком агрегатном состоянии находится нефть.

(карточка - ЖИДКОЕ)

2) - Какого цвета?

- Цвет нефти варьирует от светло-коричневого до тёмно-коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета

(карточка - ТЁМНОЕ)

3) - Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности. Посмотрите, как это сделаю я.

- Теперь аккуратно понюхайте сами.

- Что можно сказать о запахе нефти?

(карточка - РЕЗКИЙ ЗАПАХ)

4) - Поставьте пробирку в штатив. Чтобы узнать следующее свойство нефти, проделаем опыт. Поставьте перед собой лоток. Возьмите стеклянную палочку и аккуратно, не спеша опустите в пробирку с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги, который находится у вас в лотке. Посмотрите, какой след остался на бумаге.

И это не случайно. Нефть - маслянистое вещество.

(карточка - МАСЛЯНИСТОЕ)

5) - Какое следующее свойство нефти мы должны определить? Проделаем опыт.

- У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно вылейте нефть.

- Что произошло с нефтью?(растеклась по поверхности)

- Нефть легче или тяжелее воды?

(карточка - ЛЕГЧЕ ВОДЫ)

6) - Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

- Какие вещества растворяются в воде?

- Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

- Что вы можете сказать о нефти?

(карточка - НЕРАСТВОРИМОЕ)

7) - Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

Учитель поджигает нефть

ВЫВОД: Нефть горит (карточка - ГОРИТ)

- Какие свойства нефти вы узнали?

5. Использование нефти

- Как вы думаете, почему целый институт занимается изучением нефти?

- Эти свойства нужны для того, чтобы знать как перерабатывать нефть. Посмотрите на продукты переработки нефти.

(коллекция продуктов переработки нефти)

- Обратите внимание на эту выставку. Почему эти предметы находятся в лаборатории, которая изучает нефть? На этой выставке собрана лишь малая часть предметов, которые мы используем каждый день, но даже не догадываемся о том, что они имеют отношение к нефти.

ВЫСТАВКА

Пластмасса - игрушки, учебные вещи

Резина - обувь, резиновая подошва, шины

Синтетические материалы - одежда, шторы

Искусственная кожа - обувь, одежда, сумки

В быту - моющиеся средства, порошки

Парафин - свечи, пропитывают спички, чтобы лучше горели, сверху покрывают сыр, чтобы не засыхал, внутренние обёртки от шоколадных конфет

- Теперь вы сможете ответить на вопрос: почему говорят: “Нефть - чёрное золото”?

6. Экология

- Всегда ли добыча нефти приносит пользу людям?

- Почему?

- В данный момент в нашем институте проходит заседание экологического движении “Сохраним сокровища Оренбуржья”. Участники этого заседания узнали, что сегодня к нам в лабораторию придут журналисты, и хотят к вам обратиться.

(заходят подготовленные дети из 5 класса)

- Добрый день, уважаемые журналисты!

Мы представители экологического движения “Сохраним сокровища Оренбуржья”. Мы хотим обратиться к вам за помощью. Наше заседание посвящено проблеме, которая возникла в нашей области в Бузулукском бору. Мы хотим показать вам небольшой видеосюжет.

(ВИДЕОСЮЖЕТ о Бузулукском боре)

- Бузулукский бор является самым крупным в мире лесным массивом среди открытых степей. Он расположен на изолированных песчаных почвах в степях

Оренбургской и Самарской областях. Это лесное чудо радует глаз и зимой, и летом. Красотой его не устанешь восхищаться: лес, тень, цветы, ароматный воздух, родниковая вода, тишина..

Богат и разнообразен животный мир этого удивительного уголка природы.

Это поистине “зелёная жемчужина Оренбургской области.

- В одном месте природа умудрилась создать уникальный для Оренбуржья сосновый бор и одно из богатых нефтяных месторождений. И манят эти месторождения, и завораживают. И многим хочется поднять эту нефть на поверхность.

Но если в Бузулукском бору установят нефтяные вышки и будут добывать нефть, наступит экологическая катастрофа: загрязнение почв, воздуха, сокращение и исчезновение животного и растительного мира.

- Мы, представители молодого поколения экологов, призываем спасти Бузу-лукский бор - “зелёную жемчужину” Оренбуржья от гибели, которая неминуемо наступит в результате вторжения на его территорию нефтедобытчиков.

Как вы считаете, что важнее - сохранить бор или начать здесь добывать нефть?

Мы очень рады, что вы так думаете, и просим вас напечатать об этой проблеме в вашей газете.

ВЫВОД: Я с вами согласна. Нужно бережно относиться к природе, ответственно выполнять свою работу, чтобы экологических катастроф на Земле случалось как можно меньше.

- Понравилось в лаборатории? Надеюсь, эти сведения помогут вам в вашей работе. Я провожу вас в редакцию.

ФИЗМИНУТКА (дети переходят в редакцию)

4 часть

РЕДАКЦИЯ

1. Мобилизующее начало

- Проходите, уважаемые журналисты. Я вижу вы не с пустыми руками пришли в редакцию. Садитесь

2. Работа над новым материалом

1) Теоретическая часть

- Расскажите, о чём вы узнали?

- Из каких источников собирали информацию?

- Для чего вы это делали? (нужно выпустить газету)

- В газете используют разные стили речи. Вспомните стили речи. (публицистический, научный, художественный, официально-деловой, разговорный)

- Сегодня мы с вами будем работать с публицистическим стилем. Прочитайте, какие жанры относятся к публицистическому стилю.

(дети читают)

- Одним из самых оперативных жанров публицистического стиля является заметка. Прочитайте, что такое заметка.

- Назовите её особенности.

Жанры публицистического стиля.

1. Очерк (портретный, путевой, проблемный)

2. Заметка

3. Репортаж

4. Отчёт

5. Интервью (беседа)

Заметка - краткое сообщение в печати, отличающееся достоверностью, точностью фактов и броским заголовком

- Вам нужно написать заметку в нашей газете.

- Поднимите руки, у кого карточки жёлтого цвета. Прочитайте тему своей заметки. О чём вы будете писать?

(далее по каждой группе)

- В написании трудных слов вам помогут и орфографические словарики

2) Практическая работа

- Приступайте к работе. Не забудьте подписать свою работу:

Журналист________________

(по мере написания заметки дети приклеивают свои работы в газету на доске)

3) Итог урока

- Посмотрите, какая красивая газета у нас получилась.

- Я хочу зачитать несколько заметок.

- Понравилось вам быть журналистами?

- Какими качествами должен обладать журналист?

(общительным, любознательным, воспитанным, вежливым, грамотным)

- А вы знаете, что перед выпуском каждой газеты, материалы проверяются корректором и утверждаются редактором. Поэтому, ваши заметки я проверю и оценю. Лучшие будут напечатаны в нашей гимназической газете “School times” (учитель показывает газету)

- Какому празднику был посвящен наш урок? (70-летию области)

- Заканчивая урок, я предлагаю полюбоваться красотой нашего края и послушать о нём песню “Степная дорога” на слова выпускника нашей гимназии П. Рыкова в исполнении П. Церемпилова.