Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по данной теме, развивать творчество, уверенность в своих силах, самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: железная дорога со станциями и весёлым паровозиком, карточки с опорными словами, пазлы из открыток, раздаточный материал с геометрическим изображением, талисманы, конверты с сигнальными жетонами, для рефлексии.
Тип урока: закрепление ранее изученного материала
ХОД УРОКА
Вступительное слово:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю всем удачи
За работу, в добрый час!
(Каждый ученик получает весёлую мордашку, как талисман хорошего настроения)
Итак, мы отправляемся в наше путешествие. Посмотрите, на доске изображена железная дорога со всеми станциями, на которых нам необходимо побывать и какой весёлый паровозик нас доставит на эти станции.
Первая станция “Ромашковая”
У ромашки опали лепестки, их необходимо восстановить. На каждом лепестке есть вопрос - на него надо ответить. (Пока ребята восстанавливают ромашку, 3 ученика выполняют индивидуальные задания: составить рассказ, используя опорные слова – высказывание, тема, рема, истина, ложь, общие, “хотя бы один”, доказательство, опровержение). Рассказы проверяются сразу после выполнения задания с ромашкой.
Вопросы лепестков ромашки:
- Что такое тема высказывания?
- Какими могут быть высказывания?
- Приведи пример предложения, которое не является высказыванием?
- Какие высказывания являются видом “Хотя бы один”?
- Что такое высказывание?
- Чем отличаются высказывания от предложений, которые не являются высказываниями?
- Что такое рема высказывания?
- Какие высказывания являются общими?
Вторая станция “Тема-Рема”
Работа на карточках.
Подчеркнуть _____ тему, ~~~ рему, если это возможно сделать в данных предложениях:
а) После воскресенья наступит вторник
б) Красота!
в) Сумма пяти и восемнадцати
г) Слово “учащийся” является глаголом
д) В каждом январе 31 день
е) “Миру мир”
ж) Всякое трёхзначное число больше 100
з) Трижды восемь - двадцать пять
После выполнения взаимопроверка.
Третья станция “Истина – Ложь” (задание выполняют в ходе физ.паузы)
Ребята все встают. На слух учитель называет высказывания, а ученики хлопают в ладоши, если оно истинно и топают ногами, если ложно.
Высказывания:
1) Натуральные числа бесконечны;
2) Три меньше пяти;
3) Следующий день после воскресенья – вторник;
4) Слово “учащийся” является глаголом;
5) Наименьшее натуральное число 1;
6) трижды девять – двадцать семь.
Четвёртая станция “А ну-ка, докажи…”
На каждой парте лежит геометрическая иллюстрация.
Учитель утверждает: “Внутренняя фигура является квадратом”. Докажите или опровергните данное утверждение.
Пятая станция “Собери и проверь”
Работа в парах. В конверте лежат пазлы по 12 одинаковых частей. (Две разные открытки, разрезанные на 6 одинаковых частей: на частях первой открытка приклеены общие высказывания, на частях второй открытки высказывания типа “Хотя бы один”)
Необходимо распределить эти пазлы на 2 кучки: 1- общие высказывания, а 2 – “Хотя бы один”. Сразу самопроверка: переворачивают пазлы, получившихся кучек и складывают картинку, если картинка получилась, то задание выполнено верно.
Вот и закончилось наше путешествие. Пора подводить итоги.
- Я сейчас расскажу притчу про старика и трёх работающих мужиках, а вы внимательно послушайте.
- А как мы поработали с вами на уроке? Оцените каждый свою работу и поднимите один из трёх кружочков. Если вы работали с удовольствием и в полную силу, с желанием, то поднимите красный кружок. Если работали не в полную силу, без особого желания, то поднимите зелёный кружок, а если работали плохо, без желания, то поднимите синий кружок.
Домашнее задание творческое: Придумать сказку, кроссворд, стихотворение, загадки, ребусы по теме: “Высказывание”
Выставление оценок за работу на уроке.