Предлагаемый сценарий может быть использован для проведения ролевой и театрализованной игры или новогоднего праздника для учащихся 6-х классов по окончании ими курса истории средних веков, либо во время проведения предметной недели в школе.
Цели игры:
- обучающая: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории средних веков;
- развивающая: способствовать развитию познавательной активности учащихся через освоение социальных ролей в средневековом обществе, пониманию особенностей менталитета этой эпохи;
- воспитательная: формировать коммуникативные отношения в большом коллективе, взаимную ответстственность и потребность в сотрудничестве.
Условия игры: Данное мероприятие проводится в декабре после того, как учащимися изучен материал всего курса по средневековой истории. Праздник требует значительной предварительной подготовки по приготовлению костюмов всеми участниками, атрибутов, подготовки ребятами вопросов и заданий, придумыванию названия города. Проведение мероприятия требует совместных действий учителя истории, классных руководителей и родителей. В конце праздника ребятам вручаются грамоты на присвоение гражданства (приложение 1). Приложение – 2: образец индульгенции.
1. ОФОРМЛЕНИЕ:
По сторонам актового зала – лавки ремесленников и торговцев, на столах товары, нарисованные, стилизованные или миниатюрные, над столами – название лавок и гербы цехов. Флаг города с символом его, плакат “Рождественская ярмарка в городе...”.
В столовой развернуты столы - “харчевни” с забавными вывесками-названиями, в продаже сладости, бутерброды, напитки, которые можно купить на жетоны, полученные за правильные ответы. У трактирщиков – фартуки, колпаки. Все хозяева лавок, подмастерья и ученики заранее готовят вопросы, задания по средневековой истории: короткие тесты, вопросы на знание терминологии, мини-кроссворды и т.д.
Менялы заготавливают изображения на картоне монет средневековья, весы, и вопросы. За правильный ответ выдается “денежка”.
Монах: индульгенции в виде небольших грамот с оставленными прочерками для вписания имени. Получить индульгенции можно будет, ответив на вопрос по истории христианской церкви или религии. Оформление: стол, над ними изображение католического креста.
Цех кондитеров может приготовить елочные ветви, украшенные конфетами, орешками и т.д. Для получения угощения нужно либо предъявить “товары”, либо”деньги”, полученные в лавках и у менялы, либо тоже нужно ответить на вопросы, отгадать загадку, сплясать, спеть песенку, сказать скороговорку.
2. РОЛИ УЧАСТНИКОВ.
Праздник костюмированный, все участники одеты в костюмы средневековья или имеют элементы этих костюмов, соответствующих выбранной ими роли или сословия.
Роли: 2-4 глашатая, ведущий, мэр, ремесленники, купец русский, купец восточный, переводчик, двое судей, монах, менялы. В роль владельцев харчевен могут выступить родители, бродячие артисты, стражники, феодалы.
3.ХОД ПРАЗДНИКА:
1. Открытие, выступление на сцене и в центре зала.
2. Рождественская ярмарка
3. Ярмарочные выступления.
Первая часть.
Все участники праздника собираются в зале. Открываются двери в зал,выходят два глашатая (костюмы с элементами воинского облачения, скрещенные копья или боевые топы), звучат фанфары. Ребята проходят в зал, где все заранее приготвлено. Стражники стоят у дверей.
На сцене появляются два глашатая, в руках свитки с указами. Звучат фанфары.
1 глашатай:
Ночь убегает от светлого дня!
Добрые люди, восстаньте от сна!
Скорее в одежды свои наряжайтесь,
На праздник рождественский вы собирайтесь
2 глашатай:
Не важно, что стар ты, иль очень уж молод,
Ворота открыты сегодня в наш город.
Спешите сюда мастера, подмастерья,
Купцы и менялы – ловите мгновенья!
Мгновенья веселья и праздника ждут,
Пусть радостен будет сегодня ваш труд.
(снова звучат фанфары)
Ведущий:
Друзья мои! Сегодня наш праздник проходит в средневековом
Городе, которому вы сами выбрали имя______________.
Слушайте первый указ!
“1. По образцу других городов основан город… с такими правилами, чтобы всякий человек как свой, так и чужой всегда и ото всех пользовался в нем мром и находился в нем безопасно.
“2. Разрешается всем вам и всем прочим в нем живущим, покупать и продавать все, что хотите, свободно и беспошлинно.”
3 глашатай:
Город наш радостен и спокоен, но не всегда было так.
На помним истории нашей страницы
Как город сумел свободы добиться!
4 глашатай:
В Cредние века, мы знаем, жили сеньоры. (выходят два сеньора, кланяются, выхватывают шпаги, начинают фехтовать).
Вели постоянно с соседями ссоры,
А с горожан повсеместно брали поборы!
1 глашатай:
Надоело это жителям нашим,
Решили они свободы добиться. (раздаются звуки ударов металла о металл)
Сковали мечи, панцири, копья
И с дружиной сеньора стали биться.
(выходят 2-3 ремесленника с оружием и начинают биться с сеньорами, выбивают у них шпаги, сеньоры встают на одно колено, подняв правую руку, их уводят).
2 глашатай:
Хоть и трудно далась горожанам победа,
Но очень ценной была она,
Город стал называться коммуной,
От сеньоров больше не грозила беда.
Ведущий: Выбрал город муниципалитет для решения разных дел,
А чтобы порядок в городе был
Главным поставлен был мэр.
(выходит мэр с цепью на груди и круглым знаком-жетоном, богато украшенным, в праздничной одежде).
Мэр:
Добрый день, почтенные горожане,
А также поселянки и поселяне.
С праздником рождественским вас поздравляю,
Всего наилучшего вам пожелаю!
И чтобы праздник наш продолжать
Решил я хозяев вам показать.
(выходят ремесленники и купцы)
Перед вами различных профессий умельцы,
Ремесленных мастерских владельцы!
(каждый ремесленник при своих словах делает шаг вперед, держа в руках изображение или предмет, соответствующее его ремеслу)
Оружейник: Кую я оружье
Портной: Одежду я шью!
Булочник: Я булками город весь накормлю!
Сапожник: За башмаками ко мне приходите!
Ювелир: Мои украшения, дамы, носите!
Ткач: Соткал я сукна на камзолы к зиме!
Шапочник: За шапкой из меха идите ко мне!
Кондитер:
А все сладкоежки ко мне забегайте,
Карманы сластями скорей набивайте!
Все:
Купите! Купите! Купите!
В лавки к нам поспешите!
Двое: Изделья любые готовы у нас!
Все: Наши товары готовы! Ждем вас!
Мэр:
Наши ремесленники спешили:
Ткали, ковали и шили,
Чтоб было на ярмарке что показать
И много товаров можно продать!
Появляются с двух сторон купцы: русский и восточный.
1 глашатай:
А вот и еще продавцы непростые, купцы иноземные…
С восточных стран араб привел караван.
(звучит восточная мелодия, купец по-восточному сложив руки кланяется, подносит руки к сердцу и ко лбу. При перечислении товаров закатывает глаза, прищелкивает языком, кивает головой, говорит “по-восточному”).
Переводчик:
Перед вами господин Аль-а-Саалаха!
Торговец из страны великого шаха.
Путь его был чрезвычайно труден,
Прибыл он к нам на верблюде,
Изнывал от зноя в песках
И просил: “Ах, прости, Аллах!”
(посол воздевает руки, встает на колени со словами: “О, Аллах!”)
Жемчугов привез он целую груду,
Золотую и серебряную посуду,
Цветы цветут на его шелках,
Хоть не хочешь, а скажешь: “Ах!”,
Привез он разных приправ ароматных,
Чтоб кушанья ваши стали приятны!
(На сцену выходит русский купец)
Русский купец:
А я – русский гость!
Привез вам моржовую кость.
А чтоб порадовать глаз –
Меха, каких нет у вас:
Меха соболиные и куниц, бобров, черно-бурых лисиц!
Я вез их через многие реки,
Торговым путем “из варяг в греки”.
Ведущий:
В Cредневековье, как вам известно, друзья,
Без бога жить людям было нельзя.
Церквей и соборов было не счесть,
Аббатов, монахов не перечесть.
(на сцену выходят католические монахи).
Монах:
Я – католический монах,
Вам отпущенье дам в грехах.
Кто поспешит ко мне чуть свет
И пару звонких даст монет,
Враз индульгенцию вручу
И все грехи вам отпущу!
(Звучит песенка из кинофильма “Ах, водевиль, водевиль...”: “Ах деньги, деньги, деньги, денежки…”, выходят менялы).
Мэр:
Прибыли на ярмарку люди из разных мест,
Царств, графств и королевств.
В карманах у них разных денег полно,
Менялам их обменять суждено.
(выходят судьи, одеты в богатые одежды или мантии с цепью и знаком)
Мэр:
Чтоб на ярмарке нашей был лад,
Судьи у нас за порядком следят,
Чтоб не было фальши нигде и обмана
И был бы товар у купцов без изъяна.
(задача судей – следить на ярмарке за соблюдением условий игры)
Мэр:
Знакомство с героями дня завершаем,
Торговлю купцам начинать предлагаем.
А чтобы товары смогли вы купить,
Вам знания надо свои применить.
Быть может кому-то покажется круто,
Но в городе нашем другая валюта:
Ни рубль и не доллар, ни марка, ни фунт –
Здесь ценятся знания, смекалка и ум!
Кто лучше ответит, кто больше всех знает,
Тот много товаров приобретает.
На них можно будет в харчевнях кутить
И сладости разные там получить.
(Звучит музыка “Этой ярмарки краски…)
Вторая часть. Идет работа ярмарки, во время которой ребята расходятся по залу, отвечают на заранее приготовленные самими ребятами вопросы, выполняют задания, получают “деньги” или изображения товаров, которые могут потратить в харчевнях.
Могут работать шарманщики с ящиками, откуда можно вытянуть “билетики счастья”.
Третья часть. (Звучат сигналы фанфар)
Мэр:
Закончился нынче наш праздничный торг.
Продали и мех, и сукно, и пирог.
Настало время веселью.
Скорее все на представление.
(сворачивается работа лавок, все рассаживаются)
1-й глашатай:
На представлении праздничном нашем
Споем и сыграем, расскажем и спляшем.
2-й глашатай:
Артисты, танцоры, жонглеры, скорей!
Скорее на сцену! Играй веселей!\
Начинается концерт бродячих артистов и жителей города.
Возможные номера:
- “Мы к вам приехали на час…” (из м/ф “Бременские музыканты”);
- шуточные выступления жонглеров, канатоходцев, акробатов, наездников на стульях;
- танец знатных дам;
- песни вагантов;
- шуточные выступления с дрессированными “животными”;
- пение серенад
- чтение стихов средневековых поэтов и другое.
Мэр: Наш праздник заканчивается! Надеемся, что вам понравились часы, проведенные в средневековом городе. На память о нашем путешествии все вы сейчас получите свидетельство, дающее вам право на пожизненное прожиавание в нашем городе. (выдаются свидетельства и звучит музыка и песня из к/ф “Приключения Электроника”: “Бьют часы на Старой башне, провожая день вчерашний…”