Культурологическая основа интеграции базового и дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


В современных концепциях воспитания обращение к культуре является основополагающей идеей, необходимым условием становления личности. В последнее время такой подход приобретает все больше сторонников среди исследователей.

Одним из первых дал определение воспитанию как приобщению к ценностям культуры М.С. Каган. Ф.Т. Михайлов подчеркивал, что нравственное воспитание не может быть особой сферой: “Овладение исторически развитой культурой человечества в качестве содержательного основания для саморазвития в реальном и целенаправленном изменении обстоятельств и форм общения есть одновременно и путь всестороннего развития личности, и единственный путь действительно нравственного воспитания”.

Концепция Е.В. Бондаренко называется “Воспитание ребенка как человека культуры”, а в формулировке понятия воспитания одним из пунктов выступает становление культурной идентификации. Е.А. Ямбург, являясь автором культурно-исторической педагогики, определяет ее предмет как “…процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям”. В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова в концепции “Системное построение процесса воспитания” выдвигают принцип культуросообразности и т. д.

В педагогической теории появляется все больше работ, авторы которых считают, что воспитание неразрывно связано с обучением, и воспитательный потенциал уроков используется недостаточно (М.Н. Аплетаев, А.И. Кочетова, Л.С. Конева).

В решении этой сложнейшей педагогической проблемы большую пользу может принести интеграция, осуществляемая на культурологической основе. Разорванные по отдельным школьным предметам события, совершавшиеся в культуре, далеко не всегда понятны школьникам. Культурологическая основа способствует соединению между собой этих процессов в сознании учащихся.

Развитие культуры определяют два творческих процесса: наука и искусство. Научное и художественное познание мира должны дополнять друг друга, чему может способствовать интеграция базового и дополнительного образования. К сожалению, в педагогической практике она почти не используется. Прежде всего, это происходит потому, что у педагогов обоих направлений отсутствует целеполагание, условием которого должна выступать единая точка зрения на ценностные приоритеты в деле воспитания. В сфере дополнительного образования хореографы не обращаются к историческому танцу, не осознавая перспективы его применения для повышения воспитательного потенциала учебного процесса. Демонстрация танцевальных композиций, соответствующих теме урока, не требует пересмотра содержания предмета, отдельных временных затрат учителя-предметника, детей и в то же время позволяет выявить и наглядно продемонстрировать глубинные преемственные связи в культуре.

Мы можем говорить об опыте применения интеграции на уроках учителей кафедры общественных дисциплин в нашей гимназии. Так, в традиции проведение интегрированных уроков история-хореография по темам:

  • Первобытное общество. – 5 класс.
  • Культура Средневековья. – 6 класс.
  • Особенности культуры России XVIII века. – 7 класс.
  • Культура России XVIII века. – 10 класс.

Положительный опыт проведения интегрированных уроков получил логическое продолжение в разработке элективных курсов “Особенности уральского танца в контексте культуры” для учащихся 9 классов и “Русский балетный театр конца XIX - начала XX века” для учащихся 11 классов.

В качестве примера интеграции можно описать содержание хореографического текста уроков по культуре XVIII века. Учащимся были представлены светские танцы: медленный менуэт, как образец танца на ассамблеях при Петре I, а также изменение в технике и манере исполнения бального танца конца XVIII века на примере гавота. Отличие народной хореографии от светской продемонстрировано русским танцем “Тульская праздничная” в постановке Б. Соколкина.

Интересен опыт проведения интегрированных уроков музыка-хореография в начальных классах. Особенно запомнилось педагогам и детям итоговое занятие в 3 классе, посвященное музыке и танцам разных народов. В программе были представлены национальные танцы: кабардинский, валлийский, чешский, русский. Если исторический танец отражает особенности культурной среды исторической эпохи, то национальный танец складывается под влиянием природных условий, географического положения и национальных традиций народа. Народные танцы, представленные на уроках географии, могут наглядно демонстрировать взаимообусловленность элементов природной и культурной среды.

Практически неисчерпаемы возможности интеграции исторического и национального танца с преподаванием литературы и иностранного языка. Примером интеграции литературы и хореографии может служить создание композиций совместно с преподавателем школы искусств “Бал в России XIX века” (по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и комментариям к нему Ю.М. Лотмана), “Величие рыцарства и блеск Средневековья”, “Ваш Сергей Есенин”, “Русская дворянская усадьба века”, “Очей очарование”.

Следует отметить, что интеграция с предметами общеобразовательного цикла – отдельное направление в работе хореографического коллектива, которое не всегда предполагает исполнение в концертах, но требует не меньших усилий и временных затрат. Вероятно, участие коллектива дополнительного образования в интеграционной работе должно стать отдельным критерием оценки его деятельности.

Говоря о повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, нельзя не остановиться на проблеме формирования репертуара. Концертные номера должны соответствовать общей педагогической концепции учебного заведения и носить культурологическую направленность. Они призваны способствовать воспитанию вкуса исполнителей и зрителей, стать средством возрождения национальной культуры.

Великий Платон, придавая первостепенное значение занятиям музыкой и танцем, призывал к избирательности в подборе средств воспитания: “…В смысле приятности или неприятности ни одна из муз не превосходит другую. Зато первая чрезвычайно улучшает людей, на ней воспитывавшихся, вторая же ухудшает”.

Подводя итог, можно сказать, что обращение к интеграции базового и дополнительного образования на культурологической основе способствует созданию представлений о целостности культурно-исторического процесса, единстве науки и искусства; об исторической обусловленности всех явлений культуры; о единых философских основаниях и закономерностях явлений, относящихся к различным сферам культуры.