Школьное научное общество как элемент единой педагогической системы в русле компетентностного подхода в образовании

Разделы: Внеклассная работа


Наша школа (МОУ СОШ 208) не является площадкой ИРРО, лицеем или гимназией. Наша школа самая обыкновенная, общеобразовательная средняя. Тем не менее, мы пытаемся работать с одаренными детьми, которые всегда есть среди самых обычных детей. Эта работа опирается на их открытость, любознательность, желание узнавать новое. Мы пытаемся взращивать и воспитывать зачатки их одаренности, которые по нашему глубокому убеждению есть в каждом человеке, каждом ребенке.

Мы воздействуем на них и через школьную газету, в каждом номере которой, как правило, большая статья о работе ШНО. Его победах и достижениях, результатах и творческих исканиях. И каждый раз, статья заканчивается традиционной фразой: “Дерзайте! Вы талантливы!”.

Школьному научному обществу 8 лет. За 8 лет работы общества сменилось 5 Президентов. Это Юра Вагин (закончил УПИ), это Привалов Алексей (аспирант УПИ), это Наймушин Сергей (студент УрГУ), Большихин Алексей (студент первокурсник). А теперь Президентом общества является учащийся 8 класса Богомолов Алексей.

Основные задачи общества:

  • раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности.
  • создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов
  • проведение исследований, имеющих практическое значение.

Содержанием и формами работы общества являются:

  • создание кружков, факультативов, разработка систем творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.
  • организация конференций, выставок, турниров, ярмарок знаний.
  • издание летописи общества, публикации в школьной газете, газетах района и города.

Научное общество состоит из 2-х отделений: естественно-научного и гуманитарного.

В естественно-научное отделение входят секции: физическая, химическая, биолого-экологическая, географическая, математическая, информационных технологий. В гуманитарное отделение входят секции: филологическая, историческая, лингвистическая, искусствоведческая.

Участвовать в работе общества можно на правах соискателя, кандидата и члена общества. Верховным органом общества является общее собрание, которое проводится 2 раза в год. Обычно мы приурочиваем их к I и II школьным НПК (в начале и в конце учебного года). Собрание заслушивает и утверждает отчет президента и принимает в кандидаты и члены общества.

Все это, а также права и обязанности кандидатов и членов общества прописаны в “Положении о научном обществе “Фотон” МОУ СОШ №208”.

C 2005 года в нашей школе существует кабинет ШНО, оборудованный небольшой библиотекой и компьютером. В режиме работы кабинета предусмотрены консультации для учащихся, для родителей, для учителей-руководителей творческих проектов учащихся. Школьное Научное Общество разбито на возрастные группы. Начальное звено (2-4 кл.). Среднее звено (5-6 кл.-младшая группа, 7-8 кл - старшая группа). Старшее звено (9-11 кл.). В основном, научной работой занимались учащиеся 9-11 классов, а с 2004/2005 учебного года и учащиеся начальной школы, которые весной 2005 г. стали победителями районных и городских НПК по различным номинациям, а в 2006 г. на городском конкурсе “Хочу стать академиком” успешно выступили 9 учащихся 2-3 кл. нашей школы. В городском конкурсе “Зажги свою звезду” трое наших восьмиклассников получили дипломы победителей.

Кроме участия в районных, городских, областных и региональных НПК (где всегда среди лауреатов есть наши ученики), мы традиционно принимаем участие во Всероссийских НПК. Сейчас ребята приступили к подготовке к участию во Всероссийских Молодежных Циолковских чтениях, которые проходят один раз в два года в г.Кирове. В октябре 2007г. мы будем участвовать в них уже 4й раз. До этого наши ребята каждый раз возвращались с них с дипломами лауреатов. Три года подряд мы успешно участвуем в Межгосударственной Конференции одарённых школьников “Intel-Авангард”. В 2005г. член ШНО, Президент общества Большихин А. стал лауреатом этой конференции. В 2006 году учащийся 10кл. Юровских А., награжден специальным Дипломом за отдельные аспекты работы. А в 2007 году Специальным Дипломом Конференции награждён Воронин Евгений – учащийся 9 класса нашей школы за исследовательскую работу “Электромагнитное излучение и его воздействие на человека”. Много внимания в нашей школе уделяется развитию коммуникативных навыков, навыков работы в группе, в команде. Не случайно, на конкурс “Хочу стать академиком” нами были представлены и групповые проекты . А в конкурсе “Зажги свою звезду” совместная работа наших восьмиклассников отмечена Дипломом “Лучший групповой проект”

Работа по развитию одаренности, по воспитанию потребности творчески мыслить, идет в урочное и внеурочное время. Таким образом, учителя нашей школы на основе организации как классно-урочной так и внеурочной деятельности учащихся в русле компетентностного подхода успешно работают над созданием единой педагогической системы.