Цели урока:
- формирование умения находить зависимое и независимое слово в словосочетании;
- умение определять, что уточняет зависимое слово (название предмета, действия, признака);
- тренироваться в определении типа значения зависимого слова (определение, дополнение, обстоятельство);
- развитие способности точного употребления слов, словосочетаний в устной и письменной речи;
- побуждать интерес к написанию текста. Воспитывать творческую активность, доброе и бережное отношение ко всему живому; видеть необычное в окружающей природе.
Подготовительная работа.
– рисунки детей по теме “Сибирская зима”,
– муз. Чайковского “Вальс снежных хлопьев”;
– орфографические словари у учащихся;
– тетради “Снежные слова”;
– тетради “Родственные слова” (список родственных слов);
– экскурсии проведены в зимние уголки природы;
– оформление книг по развитию речи (сочинения детей по определённым темам);
– фотоальбом семейный (снимки членов семьи в зимнее время);
– выставка книг разных поэтов, писателей о зиме (книги наших местных северских авторов Г.Семичевой, В.Эльблауса);
– конкурс стихов о зиме проведён,
– снежинки (вырезанные для оформления класса).
ХОД УРОКА
1. Приветствие гостей.
Дети улыбнулись друг другу, пожелали творческих успехов в работе на уроке.
2. Чем занимаемся на уроках русского языка? (Дети отвечают).
Вчера был запрос от вас, что включить мне в урок. Некоторые ваши пожелания выполнены, а остальные – на последующих уроках.
3. Словарная работа (графический диктант):
Аллея, восток, горизонт, гореть, картина, погода.
На полях в тетради дети в два столбика отмечают А О и ставят точки под буквами, затем соединяют их, и получается точечный график.
– проверка графика у доски
– придумать с ними словосочетания
4. Работа в группах “Зачётная минутка” по проверке домашнего задания (учащиеся придумывали вопросы друг другу по теме “Словосочетание”.
Вопросы примерно звучали так:
– Что такое словосочетание? Что является синтаксической единицей? Как называются слова в словосочетании? Что может уточнять зависимое слово? Назвать типы значения зависимого слова. На какие вопросы отвечает определение, дополнение, обстоятельство? Какие связи существуют в словосочетании? (подчинительная, сочинительная, взаимная).
5.Тест:
1. Найти глагольное словосочетание:
а) побелить деревья;
б) ели в снегу;
в) окраина леса;
г) бежим на лыжах.
2. В каком словосочетании существительное СЛЕД является главным независимым словом:
а) заячий след;
б) след волка;
в) тянулся след;
г) нашёл след.
Ребята вышли на проблему в словосочетании ТЯНУЛСЯ СЛЕД, что здесь предмет действует, это не похоже на словосочетание.
Учитель: мы на последующих уроках будем изучать эту тему.
6. Проверка: ребята читают словосочетания и обосновывают свой выбор.
Например: побелить деревья – побелить (кого? что?) деревья.
Побелить - независимое слово, деревья – зависимое слово.
Зависимое слово деревья уточняет название действия.
Тип значения зависимого слова – дополнение, подчёркиваем пунктирной линией.
7. Сейчас работали со словосочетаниями. А по какой теме звучали слова? (Зима).
А кто бы из вас захотел оказаться в заснеженном лесу? (Руки поднимает класс).
Ученица читает стихотворение, приглашая:
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входи.
Тайны леса не буди.
8. Рассматривание картинок зимнего пейзажа (у каждого лежит индивидуально на парте). Дети придумывают красивые словосочетания, высказывания.
Звучит музыка Чайковского “Вальс снежных хлопьев”. На музыкальном фоне учащиеся читают стихи о зиме известных поэтов и собственного сочинения.
С.Есенин:
“Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
А по двору метелица ковром шелковым стелется,
Да больно холодна…
Ф.Тютчев.
“Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Стихи собственного сочинения:
Зима – красавица, но не всем нравится.
Метели и вьюги – это её подруги!
Снежинки и рисунки на окне
Очень нравятся мне! (Марина Кузьмина).
Пришла зима весёлая
С лыжами и санками,
С ёлочкой пушистою
И новогодней сказкою.
Белыми сугробами
Накрыла крыши города,
Деревья припорошила
И речки заморозила. (Лера Сухушина).
И вот уже капли дождя
Упали на земь не спеша.
Малые белые снежинки
Пустилися в пляс балеринки.
Вот наступил мороз.
И грот на опушке замёрз.
С деревьев листочки упали,
И люди их затоптали.
И я вспоминаю тот вечер
Красивым, таким белоснежным!
Что просто в душе всё летает,
Когда вспоминаю тот вечер. (Соня Ломовская).
Кто пойдёт зимою в лес,
Тот увидит сто чудес.
Там деревья в снежных шапках:
Клён – в папахе, дуб – в ушанке. (Эдик Бритвин).
Потихоньку, утопая в снегу, друг за другом входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами, хочется говорить, говорить, украшая речь разными прилагательными.
9. Повторение о частях текста:
1) Вступление.
2) Основная часть.
3). Заключительная часть.
Учащиеся обобщают свои высказывания по частям, придумывают разные заголовки.
Они использовали тетради “Снежные слова”, где записаны красивые сравнения, словосочетания, высказывания. Пользовались словарями, тетрадями “Родственные слова”.
Ребята напомнили друг другу, что содержание текста должно соответствовать названию.
10. Написание мини – сочинения о зиме на тихом, тихом музыкальном фоне, не мешающем сосредоточиться на красотах зимней сибирской природы.
11. Чтение творческих работ (выборочное).
12. Итог урока. Где мы побывали на уроке? (в сибирском заснеженном лесу, увидели все прелести зимнего пейзажа).
Что понравилось вам? Что мы не учли?
Всё знаем о словосочетании? (Нет). Нам надо ответить на вопрос, почему слова ПОТЯНУЛСЯ СЛЕД не являются словосочетанием??
Ученик завершает урок словами М.Лисянского:
Под синим солнцем снег искрится.
Какая в мире благодать!
Я мог бы просто не родиться.
И этот день не увидать!
Примечание: физминутки учитель проводит по мере необходимости.