Задачи: развивать умение связно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автора; совершенствовать навыки учащихся в построении предложений; развивать орфографическую зоркость, мышление; закреплять правила правописания слов с безударными гласными, парными согласными; воспитывать любовь к слову, к русскому языку.
Оборудование: кроссворд, рисунки, ёлка наряженная, плакаты, карточки.
Ход урока.
I. Тема урока.
II. Отгадай загадку:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом.
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
-Какие пословицы о зиме знаете.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь - году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль полетели.
-Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами, под завывание метели, можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Придумала их для нас (прочтем хором на плакате) "Снегурочка"
б) Разгадывание кроссворда.
III. Какой праздник и взрослые и дети любят больше всего?
-чем отличается этот праздник от всех других праздников?
IV. Знакомство с текстом "Ёлка".
1) Чтение текста.
Ёлка.
Таня глаз не могла отвести от ёлки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звёздочки, и снегурочки. Светились жёлтым, красным, зеленым светом шары. Бусы переплели зеленые ветки, каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.
А над ёлкой, под самым потолком - настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигнал!
Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. Было очень весело.
(по Л.Воронковой)
2) - Чем любовалась Таня?
- Как описана ёлка в тексте?
- Перечислите игрушки, которыми была украшена ёлка.
- Что произвело на Таню самое большое впечатление? Почему?
- Как проходил праздник?
3) Озаглавливание (чтение по частям).
1. Сколько на ёлке игрушек!
2. Серебряный спутник.
3. Всем очень весело.
4. Пересказ по плану:
по абзацам;
целиком.
4) Словарно-орфографическая подготовка.
рыбки, грибки, глаз, снегурочка, чудо, загадка, светились, шары, переплели, зеленые, звезда, верхушке, летает, плясали.
Назовите слова - название действий, совершаемых игрушками:
светились, сияет, сверкает, горит.
- Какое впечатление они помогают создать?
- Объясните значение выражения: глаз не могла отвести.
- Подберите слова близкие по смыслу.
- Прочтите восклицательные предложения.
- Какие чувства девочки они выражают?
- Что такое спутник?
Спутник:
1. Космический аппарат, запускаемый на околоземную орбиту с помощью ракетных устройств (искусственные спутники Земли, Луны, Венеры, Марса).
2. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты (Луна - спутник Земли).
3. Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь (веселым - спутником, спутник-жена).
- Найдите предложения с однородными членами.
- Как отделяются одночлены на письме?
- Сколько в тексте абзацев?
- Как будете писать каждый абзац?
V. Повторное чтение текста.
VI. Самостоятельная работа.
Итог урока: Чтение лучших работ.