Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы зa парты тихо сели
На меня вес посмотрели.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
– Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работу над сочетательным свойством умножения. А урок наш не простой, а сказочный.
– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Вот задумал царь женить своих сыновей. Дал он им по стреле и сказал: “Куда попадет стрела, там и судьба наша”. Взяли братья по стреле и отправились в чисто поле. Старший брат пустил стрелу и попала стрела на купеческий двор. Пустил стрелу средний брат и попала стрела на боярский двор. Пустил стрелу младший брат. Долго летела стрела. А куда приземлилась, мы с вами сейчас узнаем, решив примеры, а буквы запишем под числами.
О 7 x 8 Б (9 х 3) х 3
О 72 : 8 Л 6 х 3
О 12 : 4 Т 18 : 3
81 56 18 9 6 3
Б О Л О Т О
– Какой пример вызвал у вас затруднение? (9 х 3) х 3
– Что потребовалось для его решения? (Сочетательное свойство умножения.)
– Что это за свойство? Для чего оно нам нужно?
Попала стрела Ивана-царевича в болото, и подняла её лягушка. Но лягушка эта не простая, а заколдованная царевна. Пришлось Ивану жениться на лягушке. Но не смог Иван-царевич уберечь свою жену, улетела она голубкой к своему отцу, Кощею-бессмертному. И отправился он за тридевять земель, в царство Кощея, выручать свою царевну.
Долго он шел. Видит - стоит избушка на курьих ножках, а в избушке Баба-Яга. Решила она помочь Ивану. У них с Кощеем давняя вражда.
Победить Кощея можно, выполнив задания. И с каждым правильно выполненным заданием мы приблизимся к Кощеевой смерти.
Задание 1. С. 37. № 148 – учебник – выполняется с комментированием.
– Используя сочетательное свойство умножения, найдите значения выражений.
(8 х 3) х 2 (6 х 2) х 3 (19 х 1) х 0
(7 х 3) х 3 (9 х 2) х 4 (12 х 9) х 0
– А какое ещё правило здесь встретилось? (Умножение на нуль)
– Молодцы ребята! Справились с этим заданием. Но это только начало.
Задание 2. С. 30, № 122 (тетрадь на печатной основе № 1) – коллективно.
– Используя сочетательное свойство умножения, запишите выражение, значение которого равно значению данного выражения.
(12 х 8) х 7 = _____ х (___ х ___)
(25 х 4) х 2 = _____ х (___ х ___)
(3 х 9) х 6 = _____ х (___ х ___)
(10 х 4) х 5 = _____ х (___ х ___)
– Молодцы! И с этим заданием вы справились. Да, смерть Кощея не за горами.
– Путь Ивана-царевича трудный. Уморился, решил передохнуть.
– И мы с вами отдохнем немного.
Физкультминутка
Ванька, встань-ка!
Ванька, встань-ка!
Приседай-ка, приседай-ка!
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой!
– Отдохнул Иван-царевич и отправился дальше.
– Вот и следующее задание,
Задание 3. С. 37, № 150 – учебник – с подробным разбором.
В палатку привезли два ящика с двухлитровыми бутылками фруктовой воды.
В каждом ящике 9 бутылок. За три дня продали три четверти всех бутылок. Сколько литров воды осталось?
Решите задачу двумя способами.
Какой способ вам понравился больше и почему?
Привезли – 2 ящ. по 9 б (2 л)
Продали – 3/4
Осталось – ?
1 способ.
1) 6 x 3 = 12(б) – привезли
2) (12 : 4) х 3 = 9(б) – продали
3) 12 – 9 = 3(б) – осталось
4) 2 х 3 = 6 (л) – осталось
2 способ - самостоятельно.
1) 6 x 2 = 12(б) – привезли
2) 12 : 4 = 3(б) – осталось
3) 2 х 3 = 6(л) – осталось
– И это задание вы выполнили. Умнички! А в это время мечется Кощей по своему дворцу.
Чувствует, что смерть его близка.
А Иван-царевич продолжает свой трудный путь за своей женой. И снова на пути у него препятствие. Видит Иван, что одному ему не справиться. Но тут и Баба Яга подоспела к нему на подмогу. Она раздобыла задания, с которыми вы обязательно справитесь.
Самостоятельная работа. С. 37, № 151 – работа в парах (диф.)
1 – вариант – выполняет 1 столбик
306+29+486
58+165+438+119
163+163+163
1000–625
2 – вариант – выполняет 2 столбик
(365+195) – 289
956 – (483+206)
(625+19) – (322+322)
700 – 196
(Сильные учащиеся работают по индивидуальным карточкам)
– Вижу, вы справились с заданием. А теперь обменяйтесь со своим соседом тетрадками. У вас на столе лежат кувшинки с ответами. Сверьте ответы своего товарища с ответами на листке с кувшинкой и поставьте отметку своему соседу.
– У кого возникли затруднения?
– Только выполнили задание, как вот она смерть Кощеева. Разбил Иван-царевич яйцо, разломил иглу и рухнуло царство Кощеева.
– Вот и сказке конец, а кто Ивану помогал, молодец!