Занятие для обучающихся начальной школы "Путешествие в мир лекарственных растений"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Цель: закрепление умений узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений, закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав.

 Методические приёмы: рассказ воспитателя, сказочный персонаж, рассматривание иллюстраций лекарственных трав.

Материал: корзинка, сушеные растения, “Колобок”, чай с лекарственными травами, брикеты с чаем.

 Ход занятий:

Воспитатель:

Еду я во чисто поле. А во чистом поле растёт одолень - трава. “Одолень - трава, одолей ты злых духов, людей: лихо бы нас не думали, скверно не мыслили, отгони ты чародей, ябедника!”- так говорили в давние времена русский купец Афанасий Никитин, отправляясь в дальний путь за три море в сказочную Индию.

 - Вы знаете, что такое одолень - трава?

 - Это хорошо известная вам …

 Выходит девочка, переодетая в Белую кувшинку:

- Наши предки верили, что кувшинка спасает человека от разных бед и напастей. Знали они и полезные свойства многих трав и цветов: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, чай пили из разных трав.

(Стук в дверь, входит Колобок с корзиной лекарственных трав).

 Колобок:

Ребята, здравствуйте! Помогите, пожалуйста, расскажите, что я за растения собрал?

Воспитатель:

Поможем мы тебе, Колобок! Ты вовремя к нам пришел, мы как раз говорим о лекарственных растениях. А какие у тебя в корзинке, мы сейчас посмотрим.

 Мальчик, рассказывая, вынимает из корзинки Тысячелистник обыкновенный:

- Тысячелистник обыкновенный - растение, у которого каждый лист состоит из множества листиков. У каждого листика ажурные края, его издавна использовали для остановки кровотечений.

(Колобок благодарит мальчика и показывает Ромашку луговую).

 Колобок:

Ай, какой красивый цветочек! Неужели и он всех лечит?

 Выходит девочка с ромашками:

Ромашка луговая - у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков. Отвар из луговой лекарственной ромашки используют для полоскания горла.

Воспитатель: А чем хорошо лечить разбитые коленки?

 Дети: Подорожником!

(Воспитатель показывает подорожник. Колобок показывает Мать-и-мачеху).

 Друг за другом выходят дети к Колобку. Аккуратно из корзины достают и показывают всем присутствующим лекарственные растения.

Рассказывают:

- Душица - травяное растение со странным разветвлением в верхней части стебля. На нём симметрично расположены небольшие тёмно-зелёные листья продолговатой яйцевидной формы.

 - Зверобой - растения с жёлтыми цветами, зелёными листьями. Применяется как дезинфицирующее и противовоспалительное средство.

Колобок:

А вот этот цветок растёт у бабушки в саду! Календула - растение с оранжевыми цветами. Используют как стимулирующее работу желудочно-кишечного тракта, желчегонное.

Шиповник - многолетний кустарник, с ярко малиновыми цветами, которые отцветают и превращаются в красные, овальные формы ягоды. Один из лучших витаминизирующих растений.

Воспитатель и Колобок: Вот какие умные, грамотные школьники! Все лечебные травы знают.

 Воспитатель: А кто знает, как хранятся травы?

- … (Ответы детей).

 Колобок: Что можно приготовить из сухих растений?

- … (Ответы детей).

 Колобок: А давайте вместе повторим, какие правила поведения необходимо соблюдать при сборе лекарственных трав?  

  • НЕЛЬЗЯ РВАТЬ МНОГО РАСТЕНИЙ.
  • НЕЛЬЗЯ ПРОБОВАТЬ ПЛОДЫ (ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ ТОЧНО), КОРНЕВИЩА.
  • ПОСЛЕ СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ СЛЕДУЕТ МЫТЬ РУКИ ТЩАТЕЛЬНО.

И самое главное правило по безопасности:

  • НЕ ХОДИ В ЛЕС ОДИН!

Колобок: А теперь, детвора, поиграть пришла пора!

(Колобок и Ромашка играют с детьми в подвижную игру “У медведя во бору грибы ягоды беру”).

 Описание игры:

Дети ходят по площадке и произносят слова:

- У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь сидит и на нас рычит.

После слова “ рычит” дети убегают, стараясь попасть в дом, а медведь ловит детей только после окончания слов текста. Дети должны ходить и бегать по всей площадке. Салить детей за линией дома нельзя.

 Оборудование. Шапочка-маска медведя, корзиночки для ягод и грибов, ёлочки, шишки.

 Воспитатель:

Спасибо тебе, Колобок, что пришёл к нам в гости!

 Колобок:

Друзья, я вас хочу всех угостить чаем с шиповником, бояркой!
Ай, какой чай вкусный да полезный! (Колобок угощает всех чаем).

 “До новых встреч, Знатоки леса!” - Прощается Колобок.