Урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Девиз: “Знания имей отличные по теме дроби десятичные!”.
Цели:
- Дальнейшее формирование навыка сложения и вычитания десятичных дробей;
- Воспитание ответственного отношения к учебному труду
- Развитие устной и письменной математической речи, познавательного интереса
План урока:
- устные упражнения;
- алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
- мини-контрольная;
- работа в парах;
- итог урока;
- домашняя работа.
Ход урока
Первый этап:
- По вариантам:
а) Составьте фразу французского математика Р.Декарта.
3•7 |
7•9 |
6•5 |
7•6 |
||||
+5 |
-12 |
+48 |
-8 |
||||
1. ум 4. применять 7. главное-
2. мало 5. хороший 8. хорошо
3. его 6. иметь
б) Составьте фразу русского писателя А.Г.Чернышевского.
9•7 |
3•5 |
6•6 |
2•6 |
||||
-32 |
+71 |
+11 |
+40 |
||||
1. иногда 4. хвалиться 7. незнание
2. бессилие 5. есть 8. не
3. незнание 6. следует
Ответ:
а)
2 |
6 |
5 |
1 |
7 |
8 |
3 |
4 |
Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять
б)
3 |
1 |
8 |
6 |
4 |
7 |
5 |
2 |
Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
1. Впишите соответствующие буквы:
Пять целых две десятых |
5,02 |
5,2 |
5,002 |
т |
р |
п |
|
Ноль целых восемь тысячных |
0,008 |
0,08 |
0,8 |
о |
е |
у |
|
Три целых двадцать пять тысячных |
3,25 |
30,25 |
3,025 |
д |
в |
т |
|
Шестнадцать целых пять сотых |
16,005 |
16,5 |
16,05 |
а |
е |
о |
|
Восемнадцать целых восемь сотых |
18,8 |
18,08 |
18,008 |
ш |
к |
в |
|
Пять целых пятнадцать десятитысячных |
5,0015 |
5,015 |
5,15 |
а |
у |
и |
|
Тридцать четыре целых сто пять тысячных |
34,0105 |
34,105 |
34,15 |
в |
с |
м |
Ответ: РОТОКАС – название самого
короткого алфавита в мире, состоящего из 11 букв.
Его используют жители Папуа Новой Гвинеи.
2. Вставьте в окошко подходящую дробь:
а) 0,1 < … < 0,2
б) 0,02 < … < 0,03
в) 0 < … < 0,001
3. Вствьте соседние натуральные числа:
а) … < 5,1 < …
б) … < 6,32 < …
в) … < 9,999 < …
4. Выразить в указанных единицах:
а) 6 см = … мм = … дм = … м
б) 40 см = … мм = … дм = … м
Второй этап
Рассказать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей на примерах:
а) 27 + 102, 32 и б) 25, 43 – 14, 73
Третий этап.
По карточкам проводится мини – контрольная в 4-х вариантах (см приложение 1)
Вариант 1
Из шкурок какого зверя шилась королевская мантия?
10+ 6,1 = ? - 9,8 = ? + 4,2 = ? -5,6 = ? 2,9 = ?
Ответ: 8-горностай 9- куница 10- соболь
Вариант 2
Самая большая ядовитая змея – это …
9 - 2,6 = ? + 7 = ? - 5,8 = ? + 3,9 = ? - 11 = ?
Ответ: 0,3 – гадюка 0,5 – гюрза 0,8 – питон
Вариант 3
Какой кошке поклонялись древние индейцы?
25 - 0,3 = ? +4,7 = ? -3,1 = ? - 0,9 = ? +1,1 = ?
Ответ: 0,4 – леопард 1,4 – барс 4 – ягуар
Вариант 4
Какую птицу называют птицей - легендой?
7,5 - 3,8 = ? + 4,2 = ? + 2,9 = ? - 1,1 = ? + 0,3 = ?
Ответ: 10 – аист 11 – журавль 12 – фламинго
Четвертый этап
Работа в парах по карточкам
Карточка 1
1.Уравняйте количество знаков после запятой, выполните вычисления:
а) 4,215+0,39 б) 12,04+ 7,9632 в) 126,45+ 44,756
г) 2,485- 11,09 д) 1,14 – 0,215 е) 10,03 – 7,4215
2.Заполните таблицу:
Дополните дроби |
|||
До 1 |
До 10 |
До 100 |
|
0,7 |
|||
0,04 |
|||
0,028 |
3*.Вставить пропущенные цифры:
8 , 6 * 8 *
1 4 * , 5 * 9
+
-
* * , * 4 * 2
* * 5 , * 8 *
2 8 , 3 7 0 1
7 , 9 8
Карточка 2
1. Есть ли здесь сумма равная 1?
а) 0,9 + 0,01 б) 0,111 + 0,789 в) 0,999 + 0,001 г) 0,1 + 0,99
2.Не выполняя вычислений, сравните:
а) 0,47 + 0,32 + 0,301 … 1 б) 12 – 6,047 … 6
в) 2,5 – 1,492 … 2,5 – 1,402 г) 14,95 – 3,75 … 15,95 – 3,57
3*.Вставить пропущенные цифры:
8 , 6 * 8 *
1 4 * , 5 * 9
+
-
* * , * 4 * 2
* * 5 , * 8 *
2 8 , 3 7 0 1
7 , 9 8
Карточка 3
1.Проверьте вычитание сложением и отметьте правильный ответ:
а) 70,8 – 9,46 = 61,44 61,44 + 9,46 = ?
б) 23,27 – 9,4 = 14,87 14,87 + 9,4 = ?
в) 10 – 2,873 = 7,127 7,127 + 2,873 = ?
2.Продолжите закономерность. Отметьте убывающую последовательность буквой “У”, а возрастающую – “В”.
а) 20; 18,9; 17,8; 16,7; …; -?
б) 0,15; 0,6; 1,05; 1,5; …; -?
в) 1,2; 2,4; 3,6; 4,8; …; -?
г) 12,5; 10; 7,5; 5; …; -?
3*.Вставить пропущенные цифры:
8 , 6 * 8 *
1 4 * , 5 * 9
+
-
* * , * 4 * 2
* * 5 , * 8 *
2 8 , 3 7 0 1
7 , 9 8
Карточка 4
1. Заполните таблицу:
a |
2,8 |
2,3 |
3,9 |
5 |
5 |
b |
1,5 |
1,7 |
3,1 |
||
a + b |
4 |
5,2 |
|||
a - b |
0,7 |
1,9 |
2. Подберите неизвестные слагаемые так, чтобы равенство стало верным.
а) 1,3 + 0,7 + 0,5 + … + 0,6 + … = 10
1,3 + 0,7 + 0,5 + … + 0,6 + … = 10б) 2,8 + … + 1,03 + … + 3,04 + … = 10
2,8 + … + 1,03 + … + 3,04 + … = 10
3*.Вставить пропущенные цифры:
8 , 6 * 8 *
1 4 * , 5 * 9
+
-
* * , * 4 * 2
* * 5 , * 8 *
2 8 , 3 7 0 1
7 , 9 8
Итог урока
- Какой алгоритм вы применяли сегодня на уроке?
- Что было сложно?
- Что осталось непонятое?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Домашняя работа
Составить 5-7 вопросов по данной теме
для математической перестрелки.
Если не успели доделать №3, сделать дома.
3*.Вставить пропущенные цифры:
8 , 6 * 8 *
1 4 * , 5 * 9
+
-
* * , * 4 * 2
* * 5 , * 8 *
2 8 , 3 7 0 1
7 , 9 8